На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

За столом никто у нас не лишний

Выставка «Искусство наций» в ЦДХ — редкий случай, когда «всесоюзный смотр» не вызывает отторжения с первых же минут.

Выставка «Искусство наций» в ЦДХ приурочена к 10-летию Международной конфедерации союзов художников (МКСХ). Организация эта — правопреемник Союза художников СССР со всеми вытекающими. За столом никто у нас не лишний, великая дружба братских народов, пусть расцветают сто цветов и тому подобное минус лояльность к правящей идеологии. С идеологией теперь непонятно: батька Лукашенко плетет одно, туркменбаши Сапармурат — другое, батоно Шеварднадзе — третье. В основе нынешнего художественного товарищества лежит причудливая смесь ностальгии, геополитики и идеализма. Искусство — это вроде бы такая надмирная идея, но на постсоветском пространстве распознать и оценить ее можно лишь с позиций прежнего тоталитарного опыта.


Автор: Фархад ХалиловСвязи хотя и шаткие, но по-человечески объяснимые. В странах СНГ работают сотни художников, получавших образование в Москве и Питере; не в Сохо же им теперь искать международного признания… Глобализация искусства представляется чем-то далеким и страшным, а тут существует испытанная схема: проявил себя с лучшей стороны в родной республике – поехал на выставку в Москву. Пусть ни славы, ни денег, но все же одна из мировых столиц, порт четырех, как недавно выяснилось, морей. Строка в биографию, фотки на память, жене и детям — сапоги…

Многие выставки, устраиваемые МКСХ, проходили по разряду культпоходов с багажом в виде произведений искусства. Тем неожиданнее, что в этот раз получилась иначе.

Стратегически ничего нового, но продуманная тактика принесла свои плоды. Редкий случай, когда «всесоюзный смотр» не вызывает отторжения с первых же минут, возник из-за подготовительной работы. Всего-то стоило внушить независимым творческим союзам серьезность намерений, намекнуть на недопустимость второго-третьего сорта, распланировать залы с помощью циркуля и линейки, а не прокуренного ногтя, развесить работы чуть посвободнее — и сразу вышло лучше. То есть можно уже смотреть на экспонаты без растущего напряга, делиться с друзьями впечатлениями в полной уверенности, что не путаешь украинскую скульптуру с таджикским гобеленом. И даже завести спор о путях постимперского развития национальных культур, особенно если начитаться статей из сопутствующего выставке альбома.


Автор: Алибай и Сауле БапановыПравда, некоторые из имперских окраин присутствием не почтили. Так называемые страны Балтии интерес к московским тусовкам потеряли, видимо, окончательно, несмотря на все уговоры. Натовцы, что с них взять… А вот Союз художников Казахстана во главе Еркином Мергеновым очень стремился предстать во всем блеске, но груз завис на таможне и к открытию не поспел. За этими исключениями семья народов оказалась в сборе. Некоторые разделы выглядят весьма стильно, например узбекский «Сад восточной поэзии»: никакого модернизма — только птицы, деревья, цветы и волоокие красавицы. Азербайджанцы строят свой отсек на цветовых контрастах, а украинцы тянут пейзажную линию. СХ России, получивший максимум площадей, использовал их предельно бездарно: сплошная ситцевая Русь — никакого анализа сегодняшних тенденций. А питерцы по традиции завезли агрессивный салон, оставив за бортом все интересное, что есть в их городе.

Составной частью «Искусства наций» стал фотопроект Юрия Аввакумова «Точки схода». Правила игры просты: несколько мастеров объектива летом уходящего года были разосланы в творческие командировки с наказом привезти что-нибудь интересненькое. Взгляд вышел несколько туристическим, но помогло концепционное мышление. Сергей Леонтьев представил серию фотопортретов жителей Таджикистана, каждый из которых запечатлен с рукой у сердца — и национальный колорит, и подобие мессиджа. Юрий Пальмин сопоставил фрагменты древней архитектуры с видами среднеазиатской природы, Владимир Куприянов обратил взор на молдавскую монументалку вместе с окружающей средой, и т. д. Проект вышел неглубоким, но симпатичным.

Какие выводы надо сделать из всего увиденного, не очень ясно. То ли взгрустнуть об утраченном единстве, то ли помечтать о том, как в будущем мы снова заживем душа в душу. Выставка не исключает никаких настроений, но все же доминирует на ней интерес к искусству. Без всяких флуктуаций.

Новости и материалы
В Раде рассказали о настоящей причине конфликта на Украине
Индексация МРОТ увеличит минимальный больничный
Бывший солдат ВСУ рассказал, как добровольно сдался в плен
Трамп заявил, что Таиланд и Камбоджа согласились остановить столкновения
В России изменились правила профилактических медосмотров детей
Врач составил рейтинг самых полезных орехов
СМИ: Трамп поставил под угрозу мирное решение конфликта на Украине
Пранкер Лексус объяснил, как не попасться на удочку онлайн-мошенников
В Красноярском крае расширили зону поисков семьи Усольцевых
Пункт обогрева организовали на месте ДТП в Приамурье
В России раскрыли условие встречи Путина и Трампа
Следствие назвало возможную причину смертельного ДТП с автобусом в Приамурье
Европейским лидерам назвали главную ошибку в отношениях с Россией
Над территорией РФ в течение ночи перехватили более 80 украинских БПЛА
Водитель из Краснодара получил 17 лет за наезд на полицейского
Европа остается одним из крупнейших торговых партнеров России
Лидерам Запада посоветовали осторожнее демонстрировать дружбу с Зеленским
Российские военные уничтожили 26 беспилотников над российским регионом
Все новости