На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Аутентификация неловкого юноши

Выставку «Акварели и рисунки Артура Фонвизина» в Музее личных коллекций не отнесешь к разряду сенсационных, зато можно числить по ведомству эталонных.

Работы этого художника в таком количестве гуляют по нашему антикварному рынку, что эксперты давно «в отказе»: во всякой вновь всплывающей вещи они склонны видеть подделку. Правомерен ли такой подход, не нам судить (заметим лишь, что о творческой плодовитости Фонвизина слагались легенды еще при его жизни), однако теперь у владельцев несертифицированных произведений есть возможность самим провести сравнительную экспертизу. Найти на выставке похожий мотив, оценить особенности художественного решения, примерить их к своему несостоявшемуся шедевру – и удалиться в убеждении, что «ни черта они в подлинности не понимают». Проку от этого резюме немного, а на душе все-таки легче.

Столь пристальному к себе вниманию через 30 лет после смерти Фонвизин обязан таланту в первую очередь, но еще и своей специфической «несерьезной» манере. Несколькими свежими мазками и заливками он мог сотворить виртуозный акварельный пейзаж или портрет. Иногда артистизм граничил с небрежностью, что и породило мнение о массе «фальшаков». Впрочем, лучшие работы, «отмеченные богатством тональных оттенков», как формулируют энциклопедии, остаются неподражаемыми и неповторимыми.

Около половины выставки в МЛК принадлежит Пушкинскому музею, остальные экспонаты – из семьи художника. «Всего Фонвизина» собрать было нереально, поэтому в задачу входило создание чего-то вроде сюиты. Так и получилось: в одном зале – портреты с лучезарными глазами, в другом – сочные букеты и переливчатые небеса, в третьем – излюбленные цирковые наездницы, в четвертом – галантные сценки разлук и свиданий. Выстроено все без дерзости и фантазии, но технически грамотно. Некоторое однообразие приемов и колоритов, подчеркнутое таким экспозиционным решением, можно отнести к недостаткам самого автора.

Артур Владимирович Фонвизин в отличие от своего однофамильца (возможно, что и предка) Дениса Ивановича не владел сатирическим даром, зато с лихвой был наделен лирическим. Исследуя его романтически приподнятый и несколько даже инфантильный мир, только по косвенным признакам догадываешься и о респектабельной выучке в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, и о железной мюнхенской школе рисования, и о кратковременном увлечении авангардом. Похожим образом воспринимаются парижские работы друга фонвизинской юности Михаила Ларионова. Как будто в обоих случаях, независимо друг от друга, художники вспомнили про нежность, яростно изживаемую авангардными программами.

Но и нежностью, особенно если она не продиктована классовым чутьем, советскую власть было не пронять. После персоналки 1936 года, тоже проходившей на Волхонке, за Фонвизиным прочно укрепилась репутация формалиста. К почетному званию прилагались «призы» в виде недопущения к публичным выставкам и лишения государственных заказов. А с началом войны компетентные в лингвистике органы припомнили, что за якобы русской фамилией Фонвизин кроется вражеское «фон Визен», и семья художника вместе с другими обрусевшими немцами отправилась в карагандинскую ссылку. Тамошние шахтеры слабо разбирались в вопросах крови, зато обладали некоторым вкусом к изящному и безусловным добросердечием: по воспоминаниям жены Фонвизина, «эти люди сделали для нас все: нашли нам работу и квартиру-саклю на краю города среди казахов». От времен депортации осталась почти праздничная серия листов «Караганда» с верблюдами, снегами и кривыми телеграфными столбами.

Признание художник получил сравнительно поздно и преимущественно в богемных кругах. Портретировал актрис Малого и Художественного театров, частным образом преподавал мастерство акварели отпрыскам знатных семей (к примеру о своем ученичестве у Фонвизина говорил на вернисаже Борис Мессерер), пользовался поддержкой культурного истеблишмента – вспомнить хотя бы его дружбу со Святославом Рихтером, вряд ли основанную на одном лишь соплеменничестве. В преклонном возрасте он превратился в настоящего маэстро – на периферии официального благополучия и в центре внимания заинтересованной публики.

Такое позиционирование, почти идеальное для советских лет, словно подвело черту под сумбуром всей предыдущей жизни, о котором в тех же мемуарах жены художника сказано следующее: «Чуть не до пятидесяти лет столько ошибок, срывов, разворотов судьбы, все так запутанно, извилисто, что вряд ли годится как ввод в настоящую его творческую жизнь». И только в акварельных листах Артур Фонвизин остался тем же пылким, мечтательным, неловким юношей, каким приехал когда-то в Москву из костромской глуши. Не будет преувеличением и уж тем более уничижением сказать, что Фонвизин (как, например, и Марк Шагал) в искусстве был вечным подростком. Парадоксальным образом это свойство ведет к особой художнической мудрости.

Выставка открыта до 16 марта по адресу: Волхонка, 14.

Новости и материалы
Губернатор заявил об уничтожении воздушных целей над Белгородским округом
В ChatGPT заработал Photoshop и другие инструменты Adobe
Мужчина похитил бывшую возлюбленную и заставил ее заниматься проституцией
Дома повреждены в Воронеже после воздушной атаки
На Правобережном рынке в Петербурге ликвидировали открытое горение
В ЕС предусмотрели право не применять запрет на импорт российского газа
Овечкин признан самым популярным хоккеистом в НХЛ
На имущество Google во Франции наложили арест
На Западе заявили, что Рубио пытался настроить Трампа против Путина
В Дании впервые назвали США «потенциальной угрозой безопасности» для страны
Над регионами России сбили 31 украинский беспилотник
Ученые нашли неожиданный способ добычи полезных ископаемых
Чешский парламент поддержал мирный план Трампа по Украине
СК завел уголовное дело после пожара на рынке в Петербурге
На Украине заявили об ударах морскими дронами по танкеру в Черном море
Центробанк выявил бум на выпуск облигаций с высоким риском убытка
Получившая нейтральный статус россиянка ищет спонсорскую поддержку
В ЕЦБ предсказали переход мировой финансовой системы от доллара к нескольким валютам
Все новости