На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Искусство дошло до зоопарка

Открылся фестиваль молодых художников «Стой! Кто идет?». Среди привычных унитазов и перформансов коробочка с семенами любви смотрелась приятным исключением.

Фестивали по осени – как грибы. Вылезают в самых разных, но уже замеченных с прошлого года заядлыми «грибниками» местах; прорастают спорами по всей Москве. Подобно «АртКлязьме» второй уже год в сентябре проходит фестиваль молодых художников «Стой! Кто идет?». Базовым центром и организатором мероприятия является Государственный центр современного искусства. Там в среду открылась выставка «Посторонним В» – первое событие фестиваля.

Если кто забыл, такая надпись была на доме поросенка Пятачка.

Название как бы заранее оправдывает налет инфантильности и четко отгораживает выставку от тех, кто иначе как «вход воспрещен» эту фразу продолжить не в состоянии.

На деле оказывается, что не всем экспонатам нужна такая подпорка, а выводы из увиденного напрашиваются и вовсе не детские.

Молодые художники из разных городов России, Белоруссии, Прибалтики, Турции, Австрии и Германии будут показывать свое искусство в течение десяти дней. Выставка представила фотографию, живопись и инсталляцию, но больше всего было видеопроектов. Мансарда в домике Поленова на Зоологической улице оказалась немного тесноватой: все поместилось, но звук из разных телевизоров и проекторов перехлестывается, и в этой звуковой каше трудно что-либо связать с конкретным изображением. Однако видеофильм Платона Инфанте нужно сразу выделить из общего месива – это работа крепкая, в лучших традициях. Может, оттого, что изначально сделана как фильм, а не видеоперформанс или инсталляция.

Все остальное на выставке – из числа проектов недолговечных, проходных. Забудется как сон.

Есть фотография, очень похожая на некоторые опыты Олега Кулика, есть компьютерная анимация на тему Карлоса Кастанеды, немного наивна – такую может сделать человек, прочитавший Кастанеду накануне, за одну ночь. Есть даже «холст, акрил», но никакого возвращения живописи: традиционное рисование использовано только для иллюстрирования концепций. Есть фото унитазов в разных клубах — кажется, что-то очень похожее мелькало несколько лет назад, но даже если и нет, все равно «несвежесть» проекта очевидна.

Несколько оживил ситуацию симпатичный перформанс, который проделала в зале Кайа Кеса из Таллина. В насыпанную на пол землю она сажала всякие семена, потом начала раздавать коробочки с посадочным материалом присуnствующим, разом лишив их отстраненной позиции. Когда участники прочитали надписи на коробочках, выяснилось, что в руках у них в буквальном смысле семена благого – любовь, терпеливость, прощение, сочувствие, честность и т. д. – как тут отказаться…

Понятно, что молодые не просто самовыражаются, а стараются соответствовать. При этом в их искренность верится больше, чем в старания художников с отшумевшими именами актуализировать себя. Но шедевров все равно нет. Мысли продумываются на один ход. Нет сложносочиненных, ассоциативных, комплексных идей, которые спрессовываются в хорошем произведении искусства в одно глубокое ощущение с набором оттенков (работа Инфанте не в счет). Как почти нет таких идей и поколением старше.

А скидка на молодость действует очень недолго. Тем более что многие из фигурантов мелькают в артхрониках не первый год.

Куратор фестиваля Дарья Пыркина сама настаивает на термине «молодое искусство» вместо «искусство молодых». То есть оно должно быть свежим, новым. Тут дело не в фетише новизны, владеющем умами художников с конца XIX века, а в необходимости сменить уровень художественного разговора. Приколы и эпатажные выпады, захватившие искусство 1980–90-х годов, пригодны сегодня для показа внутри тусовки – соседу по сквоту, собутыльнику; выставлять их на центральных площадках бессмысленно. Друзья и родственники Кролика привычно скушают предложенное и даже похвалят, поскольку сами рождают такой же продукт. Но все больше хочется внятного высказывания вместо надоевшего смешка или плохо сделанной иллюстрации модного понятия, извлеченного из французской философии.

Сказанное относится к ситуации в целом. Фестиваль же в ГЦСИ даже неплохо выглядит на этом фоне. Правда, он только начался: до 21 сентября ежедневно будут происходить события на разных площадках Москвы - в «Клубе на Брестской», Музее кино, галереях «XL», «ESCAPE», «A-3].

Даже церетелевский музей на Петровке и Московский зоопарк подвергнутся нашествию молодых художников.

Новости и материалы
Рудковская обратилась к фигуристке Костылевой
В Польше рассказали о влиянии ФСБ на Службу контрразведки
Аэропорт Геленджика ограничил прием и отправку рейсов
Жители Орла слышат громкие звуки на фоне опасности атаки БПЛА
В Севастополе военные отражают атаку ВСУ
Евгений Миронов сделал редкое заявление о сыне
Зеленский встретится с представителями Трампа и «европейскими друзьями»
Мерц допустил возвращение воинской повинности в Германии
Звезда КВН Картункова поделилась планами на Новый год
Лыжник Коростелев рассказал об атмосфере на Кубке мира
Жителей Кубани предупредили об угрозе падения БПЛА
Силовики начали выпускать гостей вечеринки moloko plus из бара
Белоусов вручил звезду Героя России оператору FPV-дрона с позывным «Филин»
Россия установила исторический рекорд по золотым медалям на чемпионате мира по боксу
В Европе предрекли скорое освобождение Одессы российскими военными
Коростелев о 52-м месте на Кубке мира: я не спринтер
В Киеве зрители остались без света на концерте Макса Барских
Белоруссия готова экспортировать удобрения, используя любые порты
Все новости
Госплан, дефицит и пятилетки: как работала плановая экономика и можно ли к ней вернуться
Теперь вы знаете