На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Славянские корни самоубийства

Съедобная взрывчатка, советский Хлестаков на ящиках из-под водки – фестиваль НЕТ триумфально заканчивается.

Звездами первой половины фестиваля NET были пышный и избыточный скандалист Жолдак с Украины и нежный, застенчиво-сентиментальный Гришковец из России. Звезды второй его части – тонкий, нервный, с безупречным вкусом поляк Гжегож Яжина и латыш Алвис Херманис, одновременно чувствительный и ироничный, как никто умеющий переплавлять в театр свои детские воспоминания о жизни в «Совке».

Гжегож Яжина, тридцатипятилетний любимец самых престижных европейских фестивалей, дипломированный философ и богослов, учившийся театру у Кристиана Лупы и выглядящий как подросток с ирокезом, обожает мистификации. И каждый свой спектакль подписывает каким-нибудь новым именем. У одного из недавних его спектаклей в графе «режиссер» стояла какая-то женская фамилия. На этот раз там стоит просто крестик. И он прав – его спектакли так отличаются друг от друга, будто их ставили разные люди. NET уже несколько лет пытался привезти в Москву хоть один спектакль этой главной польской звезды, но каждый раз что-то срывалось, так что на этот раз столица увидела Яжину впервые. Он привез спектакль по предсмертной пьесе Сары Кейн «Психоз. 4.48» — прерывистому, захлебывающемуся поэтическому монологу о невозможности жить. 30 страниц отчаянной подростковой ненависти к себе и к миру, вопля-мольбы о любви и понимании. Резаные вены и 100 таблеток аспирина, запитых каберне 1986 года.

Каждый режиссер сам принимает решение, как понимать этот текст: в московском Центре драматургии и режиссуры он превращен в диалог между истерической блондинкой и ее другом-врачом. Яжина разложил этот текст на много голосов: врач, парень, подруга-лесбиянка – все что-то хотят от худенькой девочки, которая бьется, вопит, тихо просит и скулит, как собака: «Люби меня, спаси меня…» Спектакль идет полтора часа и время от времени бесстрастный голос, словно говорящие часы, отсчитывает время, оставшееся до ее смерти. Светящиеся цифры ползут по кафельному заднику с умывальниками и зеркалами – секунды, минуты стекают потоком, словно струи воды. Врач в хирургическом халате курит и равнодушно смотрит на операционный стол. Голая девчонка с перевязанными коленками и запястьями безучастно сидит в углу. Голая дрожащая старуха на подгибающихся ногах идет от унитаза по белому больничному кафелю мимо нас. Перевода делать не стали – и только ухо выхватывает из шепота и визга знакомые славянские корни.

Что-то вроде: «Кохай меня! Воткни в меня!» — и девчонка бьется о стену, по которой бегут цифрами ее последние секунды, и размазывает по ней кровь с бинтов.

Спектакль Алвиса Херманиса покажут сегодня. Он привез из Риги «Ревизора» - уморительно-смешное и трепетное представление по гоголевской пьесе, действие которой перенесено в советские 70-е годы. В маленьком провинциальном российском городе, где живут одни толстяки, местное партийное начальство в тесных дешевых пиджаках, с пухлыми портфелями, собирается в столовой, которой заведует горластая Анна Андреевна. Вот сюда, в размеренную жизнь застоя, попадает косноязычный мальчишка Хлестаков – шестерка из подмосковной шпаны и слуга его Осип – поросший густым волосом кавказский мужчина, поедатель сердец горничных и буфетчиц. Ну, разумеется, молоденькая толстуха Марья Антоновна до смерти влюбилась в столичного гостя – никто до него ей не говорил слов про «лилейную шейку». А Хлестакову больше всего на свете хотелось бы навсегда остаться здесь – ведь его никто и никогда так не уважал.

Год назад, когда «Ревизор» приезжал в Питер, зрители — бывшие соотечественники Херманиса по Совку — ностальгически шмыгали носами и толкали соседей в бок, обращая их внимание на почти забытые детали родного быта: гору ящиков из-под бутылок, косые железные столы и мохеровые береты буфетчиц, на унитаз в ржавых потеках и квадратики газет на гвозде. Вряд ли кому-то из западных зрителей все эти детали кажутся щемящими, но латышский «Ревизор» вызывает восторг и у них – в последнее время это один из самых востребованных и часто гастролирующих спектаклей в Европе, несмотря на то что возить его довольно дорого (много и участников, и декораций).

NET заканчивается сегодня– в качестве веселого прощанья сыграют хулиганский перформанс питерской группы АХЕ под названием Plug & Play. Давно известная на западных авангардных фестивалях, но только что вошедшая в российский театральный обиход (и уже получившая «Золотую маску») команда из двух художников и одного ди-джея даст сеанс одновременного рисования и алхимических опытов с едой. Продукты будут взрываться и лететь в публику. Билеты на этот спектакль, по словам организаторов НЕТа, разлетались, как горячие пирожки.

Новости и материалы
«Я романтик»: в Иркутске жители ЖК поймали мужчину с биноклем, наблюдавшего за ними
Овечкин ответил на вопрос о возвращении в «Динамо»
Число погибших в результате обрушения домов в Марокко увеличилось
Временные ограничения введены во Внуково
Зеленский анонсировал переговоры с США по послевоенному восстановлению Украины
Зеленский заявил, что Трампу скоро передадут новый вариант плана по Украине
Natan захотел уйти из Black Star
Глава Чувашии рассказал, кто получит выплаты за ущерб от атаки беспилотников
Крупное ДТП парализовало движение на северо-востоке Москвы
Повстанцы M23 взяли под контроль город Увира на востоке Конго
Казахстан согласовал переориентацию экспорта нефти с КТК на другие маршруты
«Гринатом» автоматизировал техподдержку с помощью ИИ
В Вологодской области смягчили режим продажи алкоголя в новогодние праздники
Рубио захотел вернуть шрифт Times New Roman в Госдеп США
Автозавод Solaris приостановил производство автомобилей Solaris с механической коробкой передач
«Получил пару поздравлений»: лыжник Коростелев о реакции иностранцев на его допуск
Аналитики ждут огромного роста рынка складных смартфонов после выхода iPhone Fold
Владимир Винокур показал своего 10-летнего внука
Все новости