На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Деревянные спектакли лысых девиц

Вторую серию юбилейных гастролей «Золотой маски» играют питерские авангардисты –«Дерево» и «АХЕ».

Юбилейные гастроли «Золотой маски» открывают второй тайм. В первом были мировые знаменитости – балет Эйфмана и театр Някрошюса. Во втором — то, что называют «питерским авангардом», — спектакли, неизменно претендующие на премию «Новация». Впереди еще третий и четвертый.

«Питерский авангард» — это команды, большей частью возникшие в веселые перестроечные 80-е годы, многому научившиеся у Полунина и заводной курехинской «Поп-механики». Некоторые из них давно переселились на Запад и приезжают в родной город лишь изредка, продемонстрировать свои последние достижения. В Питере они, по старой памяти, сохраняют прежний культовый статус, на их спектакли рвутся старые поклонники, не желая признаваться себе в том, что, уехав, былые авангардисты прекратили развиваться, а представления их становятся все скучнее и попсовее.

Впрочем, пора уже перейти на личности.

Речь идет в первую очередь о театре «Дерево», давно обосновавшемся в Дрездене. «Дерево» дважды выставлялось на «Маску» в номинации «Новация» и ни разу ее не получало. И тем не менее организаторы фестиваля считают появление в московской афише «деревянных» спектаклей настолько важным, что на юбилейный фестиваль привезут сразу четыре названия и покажут в общей сложности десять представлений.

Помню, в конце 80-х команда «Дерева» — выбритые наголо юноши и девушки, эффектно сплетающие свои полуголые тренированные тела в спектаклях Антона Адасинского – поражала воображение. Мы тогда не знали, что такое давно популярный в Европе physical theatre, и «Дерево» казалось нам невероятно авангардным.

Жанр его представлений балансировал где-то на границе между черной клоунадой и специфической пантомимой (в последние годы тяготея даже к модерн-дансу, правда, довольно дилетантскому).

В Европе, а особенно в Германии, оно имело успех, не сравнимый, конечно, с популярностью шоу Полунина, но достаточный для маленького театра, чьи представления рассчитаны на искушенную публику.

В первый раз «Дерево» приехало на «Золотую маску» в 2001 году и показало в конкурсе все те же голые тела в претенциозно-макабрическиом «Suicide in Progress», а для информационной программы, рассчитанной на продюсеров, – в спектакле «Once» — славном клоунском представлении о любви, сделанном явно с оглядкой на Полунина. Через два года Адасинский привез в Москву «Острова в океане» — полутанцевальные картинки на темы моря и моряков – неплохие, но не слишком изобретательные. Свои нынешние московские гастроли, которые начнутся совсем старым спектаклем «Всадник», «Дерево» завершит относительно свежими «Островами». В промежутке, на той же новой сцене театра Луны театр Адасинского покажет «Красную зону» и «Отражение» — моноспектакль актрисы «Дерева» Татьяны Хабаровой.

Вторая команда «питерских авангардистов» — это группа АХЕ, которая часто себя называет Русским инженерным театром.

Как и большинство альтернативных команд из Петербурга, АХЕ и «Дерево» тесно связаны друг с другом: дружат, участвуют в одних фестивалях, у «ахейцев» сейчас работает композитор и диджей «Дерева» Андрей Сизинцев. Впрочем, то, что делает «Русский инженерный театр», совсем не похоже на театр в традиционном смысле, а больше напоминает сложные, насыщенные трюками и эффектами перформансы. Может быть, именно поэтому театральная публика до последнего времени с «ахейцами» была совсем не знакома.

В отличие от «Дерева» группа АХЕ, созданная художниками Максимом Исаевым и Павлом Семченко на рубеже 90-х, – никуда не уезжала. Она живет в питерском арт-сквоте на Пушкинской, 10, прямо там во дворе и лестничном пролете демонстрируя свои странные и веселые представления.

Впрочем, большие спектакли АХЕ, как правило, готовит «для заграницы», на деньги приглашающих их европейских фестивалей.

И в России их обычно не видят. До прошлого года «ахейцы» привозили перформансы в Москву лишь дважды: на маленький фестиваль «Гете--Пушкин» — «Белую кабину», а на эрмитажный карнавал во время театральной Олимпиады — «Мокрую свадьбу». Но тогда оба раза их как-то не разглядели.

Но год назад, когда «Золотая маска» раскошелилась и привезла из Германии «Sine loco» — действо настолько масштабное, что для него пришлось арендовать в Питере громадный павильон «Ленэкспо», – все ахнули. Представление строилось как чередование эпизодов, которые один за другим, словно комнаты лабиринта, проплывали мимо едущего по рельсам зрительного зала. В этих комнатах – то ослепительно белых, как больница, то таинственных, заполненных дымом, то залитых бесконечно льющимся с потолка дождем, то заросших райским садом, то меняющих цвет в отблесках полыхающего огня, совершали непонятные действия люди с раскрашенными лицами, в нелепых шляпах и пиджаках. В либретто было написано, что Sine loco – «спектакль-путешествие на основе древнегреческих мифов». В Москве Sine loco так и не побывало, хотя «Золотая маска» и мечтала включить его в юбилейную гастрольную программу.

Оказалось слишком дорого, и в Москву приедут два представления попроще.

В «Мокрой свадьбе», которую на Олимпиаде показывали во дворике за театром «Эрмитаж», действия «ахейцев» крутятся вокруг мужчины и женщины, которых обряжают в свадебные наряды, обливают водой, укладывают в бассейн, заставляют ходить по грязи, макают их лицом в краски разных цветов – жидкий желток, муку и золу, — и все это кажется ритуалом, инициацией, необходимой, чтобы жалкие покорные куклы стали живыми людьми. А Максим и Павел, ведущие «новобрачных» сквозь все эти испытания, выступают в роли Демиургов. (Ума не приложу, как это будет выглядеть в закрытом помещении, на сцене центра имени Мейерхольда.) А на сцене «Проекта ОГИ» и Клуба на Брестской покажут чудесный гастрономическо-алхимический перформанс «Plug&Play», где под заводную музыку Максим и Паша будут рисовать картину, одновременно готовя коктейли и закуски из продуктов, которые горят и взрываются. Год назад они играли это в «Доме», а потом на фестивале «НЕТ» – было очень зажигательно.

Театр АХЕ, Санкт-Петербург

«Мокрая свадьба» 1, 2, 3 марта, 19.00. Центр им. Вс. Мейерхольда.

«Plug-&-Play» 5, 6 марта. «Проект ОГИ», Клуб на Брестской.

Театр «Дерево», Санкт-Петербург--Дрезден

«Всадник» 11, 12, 13 марта. Театр Луны (Новое здание).

«Отражение» 14, 15 марта. Театр Луны (Новое здание).

«Красная зона» 16, 17, 18 марта. Театр Луны (Новое здание).

«Острова в океане» 20, 21 марта. Театр Луны (Новое здание).

Новости и материалы
Жалобу рэпера Влади оставили без движения
Основатель Binance заподозрил Трампа в создании биткоина
Синоптик не прогнозирует снег в Москве в ближайшую неделю
Экс-замминистра ДНР отрицает вину в хищении денег у Минобороны
Суд утвердил изъятие имущества на 480 млн рублей у бывшего чиновника Росприроднадзора
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Самая молодая страна Азии стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Все новости