На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Акула-Манхэттен
и Москва-черепаха

Города-животные, крушения идеалов в электронном мире и другие рукодельные многозначительности на выставке Дмитрия Плавинского в Третьяковке.

За последние два года Третьяковка показала столько «другого» искусства, что оно постепенно превращается в «это» – главное, музейное, официально признанное. Такое ощущение, что где-то прорвало резервуар с эмигрантским творчеством, и оно потекло по третьяковским залам неостановимым потоком. Вместе с мэтрами вроде Рогинского, Кабакова или Штейнберга в него попали и менее известные, но хорошие, как Раухвергер, и не очень хорошие художники, которых вспоминать не будем.

Из-за бугра, словно осознав, что железный занавес давно сломан, уверившись в безобидности и платежеспособности бывшей родины, потянулись отщепенцы, нонконформисты и безродные космополиты.

Приезжали они и раньше, а работы их вообще никогда не переставали тут продаваться; но теперь родина встречает их честь по чести: хлеб, соль, Третьяковка.

Еще не все интересующиеся успели посмотреть Штейнберга на Крымском валу и Раухвергера в Лаврушинском переулке, как в компанию к последнему подселили нового возвращенца – Дмитрия Плавинского. Нельзя сказать, что Третьяковка открыла нам выбывшего 14 лет назад художника. Его работы все последние годы были в музеях и галереях, на ярмарках и антикварных салонах – узнаваемые вещи Плавинского мелькали везде. Но ретроспективу на родине показывают впервые.

Фирменный, закрепившийся за Плавинским стиль – это фактурная живопись с использованием коллажа. Картины напоминают рельефные карты на столе полководца. Художник внедряет в краску песок и мраморную пыль для придания рельефа. Изображение обычно дробится на ячейки, а в качестве персонажей предстают города-рыбы (Манхэттен, Венеция), города-черепахи (Москва), античные развалины, ноты и слова.

Всякая живность палеонтологического уклона приглянулась Плавинскому еще давно, в шестидесятых: носороги, древние рыбы, саламандры, хамелеоны. Плавинский вообще мало изменился за это время – делает все то же самое, только с большим пафосом и значением.

Акула-Манхэттен взрывается в память об 11 сентября, изображение ската превращается в подобие туринской плащаницы, а космическая черепаха идет на посадку. Китайские колокольчики и надписи на санскрите – это, понятное дело, Тибет. Богиня Афайя в сиянии славы – Греция. Есть еще «Башня Торы», звезда Давида над Иерусалимом и «Стена новгородского храма». Количество знаков и символов просто зашкаливает и обнаруживает под собой полную семантическую пустоту. Некий аппарат – то ли оружие, то ли телекамера – направлен на стену из нотных записей, на аппарате серп и молот, написано: «СССР». Работа называется «Моцарт и Сальери». Она, по словам, автора, иллюстрирует «тему крушения высоких идеалов в современном бездуховном электронном мире».

Плавинского спасает его рукодельность, любовь к материалу, ведь сделано все на совесть. Трудоемкость его картин трудно переоценить, и они в этом плане сродни его графике.

Офорты и тушевые рисунки – наиболее безобидная в смысле символизма часть творчества Плавинского. Их многозначительность и метафизика как-то исторически увязаны с материалом, по сути, продолжают классику – Дюрера, Гойю, Рембрандта. А еще Михаила Матюшина. В 1923 году Матюшин руководил исследовательским отделом органической культуры в Государственном институте художественной культуры. Среди задач было «изучение образований жизненных движений растущего материала корней, сучков, наплывов и пр.». Вот и Плавинский, точно так же, как «органисты», пристально всматривается в листья, травы, пни, изучает их почти под микроскопом, разглядывает древних рыб и панцири черепах, ищет везде знаки, играет словами, как персонаж Борхеса, пытающийся разгадать Имя. В результате получается культурная графика и многодельная, претендующая на философичность живопись.

Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12. Дмитрий Плавинский – до 24 октября.

Новости и материалы
США нанесли удар по судну в Тихом океане и убили двух человек
Эксперты прогнозируют сохранение ключевой ставки ЦБ на уровне 16%
В Финляндии назвали Россию давней угрозой для Евросоюза
Названа самая доступная рыба в стране
Гладков рассказал о режиме работы школ и детсадов в Белгороде после атаки ВСУ
В США объяснили появление более ста немецких танков у границ России
В Британии заявили, что Каллас «бьется в истерике» из-за заявлений Зеленского
Назван главный авторитет для российских мужчин
Переехавшая жить в Сочи россиянка описала город одним словом
ФБР заметило таинственную фигуру у камеры Эпштейна в ночь его смерти
На Байкале сгорел хивус, который использовали для перевозки туристов
Во внешности Зеленского заметили мрачную деталь
Алаудинов заявил, что украинские военные едят снег
Как по внешнему виду определить алкоголика, рассказал врач
Названа сумма долга, при которой могут запретить выезд из страны
В России могут ужесточить контроль за проведением техосмотра
В некоторые регионы России придет весеннее тепло
Раскрыта доля веганов среди россиян
Все новости