На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Царевна Монпарнаса

В Третьяковскую галерею привезли музу, вдохновлявшую Пикассо и Модильяни, Шагала и Риверу, Сутина и Фужиту – открылась выставка работ Марии Воробьевой-Стебельской «Маревна».

Кто интересовался художественной жизнью Парижа начала прошлого века – легендарной belle epoque, наверняка наталкивался в хрониках на экзотическое имя Маревна. Оно мелькает там и сям в непосредственном соседстве с именами Пикассо, Модильяни, Шагала, Риверы, Сутина, Фужиты и прочих персонажей, почитаемых гениями. Известны были некоторые подробности ее биографии: что звалась она на самом деле Мария Воробьева-Стебельская, что сказочный псевдоним ей придумал Максим Горький, что в двадцать лет она оказалась в Париже и с головой окунулась в богемную пучину.

«Мы были молоды, глубоко преданны искусству, верили в наш дар и наши силы, у нас была энергия, чтобы выпивать, работать и, конечно, любить». Именно с желанием любить и связаны прежние представления о Маревне. Во всех источниках она фигурировала как «милое дитя Монпарнаса», экзальтированное и влюбчивое.

Один из романов стал достоянием истории: она увела Диего Риверу у другой русской — Ангелины Беловой — и нажила с ним дочку.

Остальные знаменитости официально числились друзьями. Словом, за перипетиями и двусмысленностями биографии почти не упоминались ее творческие занятия, хотя мемуаристы не забывали именовать Маревну художницей.

Так бы и оставалась она в нашем сознании атрибутом монпарнасской мифологии, если бы не нынешняя персональная выставка в Третьяковке. Музей «Пти Пале» из Женевы впервые привез в Россию увесистую, около полусотни вещей, подборку. Для предметного знакомства вполне достаточно. И что же выяснилось? Оказывается, Маревна прожила аж 92 года, не прекращая занятий живописью и в преклонном возрасте. На выставке преобладают как раз послевоенные опусы, поскольку ранних работ сохранилось мало. Теперь трудно сказать, находили действительно что-то интересное в работах Маревны ее именитые друзья или просто подбадривали комплиментами. Зато дальнейшее творчество предстает во всей красе.

Первое впечатление – довольно анекдотическое.

Будто кто-то решил воскресить и скомбинировать давние находки вроде пуантилизма и кубизма, но не со злорадной насмешкой, не в постмодернистском ключе, а по-домашнему, задушевно. Как если бы вышить гладью «Черный квадрат» на шелковом носовом платке. Обнаруживаются многочисленные парафразы из Пикассо, Модильяни, Синьяка, Сутина. Скажем, «Забвение» 1945 года – ни дать ни взять «Любительница абсента», только в форме дружеского шаржа. По соседству и лики «небожителей»: на двух полотнах из триптиха «Друзьям с Монпарнаса посвящается» изображены Волошин, Эренбург, Фернан Леже, Моисей Кислинг, опять же Моди, Ривера, Пикассо…

Все вопиет: я тоже там была и умею не хуже.

Честно говоря, творческий метод заставляет крякнуть. Рассечь композицию диагоналями а-ля кубизм, после чего покрыть полученные плоскости разноцветными точками, следуя призывам Синьяка и Сёра, – это сильно. Могло бы даже восприниматься как издевательство, но повторимся: Маревна выглядит предельно сентиментальной. Это такая ностальгия по бурной молодости, выраженная доступными художнице средствами. Кто же виноват, что в ее жизни потом не случилось ничего, что способно было бы перебить культурный шок 1910-х годов? Получить представление о ее живописи удалось, а вникать в оттенки не тянет. И довольно странно, когда зрителям, воспитанным на классическом модернизме (то есть всем нашим соотечественникам, знакомым хотя бы с коллекциями Щукина и Морозова), опусы Маревны преподносятся в качестве недооцененных шедевров.

Пусть уж она остается музой и наперсницей гениальных забав, приметой belle epoque. Только что вышла на русском книга ее мемуаров под заглавием «Моя жизнь с художниками «Улья»». Имеется в виду легендарный La Ruche – трехэтажный дом в Данцигском тупике. В сущности, это была общага для художников-иммигрантов: сырая, холодная, с удобствами во дворе и вечными драками на почве эстетических разногласий. Но жили там или бывали с регулярными визитами те же будущие знаменитости. Они выпивали в мастерских, вели светскую жизнь в «Ротонде» и ходили обедать в академию Марии Васильевой, где всего за шестьдесят пять сантимов можно было наесться до отвала (к слову, там же столовались и Ленин с Троцким – на более роскошную жизнь денег партии тогда не хватало). Нравы той художественной тусовки описаны в сотнях книг, теперь к ним добавлена еще одна, весьма занимательная. Чего не скажешь про картины Маревны.

«Маревна». В Инженерном корпусе ГТГ (Лаврушинский пер., 12) до 9 ноября.

Новости и материалы
В четырех аэропортах отменили временные ограничения
В Европе назвали возможного кандидата на пост президента Украины
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Лавров указал на опасные тенденции наращивания военного потенциала на Балканах
Россиянкам назвали размер пособия по беременности в 2026 году
В краснодарском поселке упали обломки БПЛА
Посланник Трампа заявил об «импульсе» для освобождения еще 1 тыс. заключенных в Белоруссии
Все новости