На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Джохар Сусанин и компания

Во второй части проекта «Москва--Варшава» опускают зрителя на четвереньки, качают мышцу под Маяковского и сводят исторические счеты.

На следующий день после открытия в Третьяковке первой части проекта «Москва--Варшава» случился еще один вернисаж. В Государственном центре современного искусства открыли вторую серию выставки – «P.S. За красным горизонтом», посвященную самому что ни на есть современному искусству России и Польши.

За нашу сборную выступили звезды – не все, но многие из тех, кого считают таковыми: Олег Кулик, Ольга Чернышева, Владислав Мамышев-Монро и прочие. От польской стороны… кто их разберет? Про польских художников у нас почти ничего не известно, причем – не только про современных.

Попросите знакомых назвать кого-нибудь из поляков, зарекомендовавших себя на ниве изобразительного искусства. «Пш-, вж-, -ский. Данных не обнаружено. Измените критерии поиска». Так что остается верить организаторам.

Мол, этот известный, а тот популярный. Положение не очень выгодное. Поскольку жестких критериев качества в области современного искусства пока не выработано, то приходится находить точки отсчета. Например, в творчестве самого художника. Скажем, понятно, насколько отличен Кулик сегодняшний от Кулика 1990-х годов: он уже не изображает собаку, не кусает прохожих, он теперь заставляет зрителя проползти на четвереньках через низенький вход в свою новую инсталляцию, где показывает не новые, но модифицированные свои работы. Это художник с собственной мифологией, которая работает на него.

А вот что делал раньше Ярослав Козакевич, не знаем. И его миниатюрные овечки, выстроенные в круг на столе, обитом зеленым бархатом, на первый взгляд лишь забавны. Если бы московский зритель знал, что этот автор часто обращается к теме Каббалы, космологии и холизма, наверняка его восприятие поменялось бы.

Конечно, единые критерии качества существуют. А уж если тема знакомая, то разобраться намного проще, к тому же радость узнавания соцлагерных мотивов напоминает о сорока годах опасной связи между славянскими народами. С ликованием имперского интернационалиста опознаешь в живописных полотнах Роберта Маченюка героев и пейзажи из мультфильмов советского детства. И новое обращение к Маяковскому в плакатах и видео Петра Выжиковского кажется почти аутентичным: молодые люди строят пирамиды из тел, накачивают мышцу на тренажерах совершенно конструктивистского вида, декламируют «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу!». Фокус в том, что при всех атрибутах авангарда первой волны ощущение сегодняшнего времени не теряется.

И культ здоровья, и вечное «Кто там шагает правой?» — все наводит на мысли о том, что перед нами симбиоз люберецкой качалки времен перестройки и «Идущих вместе». Очень перспективное соединение.

Тему «Communostalgie» подхватывают Ирина Корина, Юрий Шабельников и другие. Присутствует и ирония по поводу прошлого или, скажем, национальной символики: действительно остроумные «Польские орлы» Войцеха Засадни сродни тем объектам, которые вызвали возмущение радикально православной общественности на выставке «Россия 2».

Случились и неожиданности. Во время вернисажа в здание ГЦСИ пробрался человек в черной бороде на резинке, тулупе и валенках. Он, нервно оборачиваясь, прилепил на стены несколько самодельных вывесок: «Ulica Djohara Susanina». Переводить надо?

Вот это действие и оказалось кульминацией. В нехитрой игре смыслов, подсказанных политической ситуацией, отлилась многовековая наша с поляками борьба-дружба. Логика событий видится такая. Госдума назначает вместо 7 ноября праздник победы над «польско-литовскими интервентами». Польша, захлебнувшаяся чеченскими беженцами, в силу изменения этнического состава называет одну из улиц именем первого чеченского президента. Слово за слово… Один из актуальных художников сходит с ума и в роли инфернального Деда Мороза все исторические счета лепит двусторонним скотчем на стену. Разрушенный Смоленск, Катынь, костромские болота вместе с пактом Молотова--Риббентропа – все туда, в котел славянского братства, на «улицу Джохара Сусанина».

ГЦСИ. Зоологическая ул., 13. «P.S. За красным горизонтом» – до 1 мая.

Новости и материалы
Набиуллина сообщила о позитивном эффекте повышения НДС до 22%
«В ход пошел костыль»: петербуржцы устроили драку на проезжей части и попали на видео
Центробанк России настроен на завершение периода высокого роста цен
«Есть определенные привычки»: в «Вашингтоне» высказались о позиции Овечкина
Правительство Казахстана изучает введенные против «Лукойла» санкции
Россиян предупредили о мошеннической схеме с распродажами
«Имени Ляйсан Утяшевой»: певец Прохор Шаляпин купил дорогой китайский авто Lixiang
Москвич, игнорирующий ПДД, не выжил в жесткой аварии
«Я охренела!»: Меньшова обвинила в цинизме создателей сериала «Москва слезам не верит»
Обвиняемый в убийстве экс-премьера Японии признал вину
Россияне пригласили знакомого в кафе, чтобы избить ради вымогательства 2 млн рублей
Россиянам пообещали повышенные выплаты во второй половине ноября
В Госдуме анонсировали нечто более «неуязвимое», чем «Буревестник»
МЧС России зафиксировало шесть афтершоков на Камчатке
«Просто аккуратнее нужно быть»: Роднина о попытке похитить Мостового
Премьер Японии сделала Трампу символический подарок
В Европе заговорили о «решающей зиме» для Украины
В России прекратили выпускать седан Evolute i-Pro
Все новости