На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Почти родные

«Волжский проект» — очередная выставка из серии «Золотая карта России» — продолжает интимное сближение Москвы и Нижнего Новгорода.

Серия выставок «Золотая карта России» – рекордный долгожитель в репертуаре Третьяковской галереи. Она начиналась еще до Путина, так что конъюнктурных мотивов вроде содействия четырем федеральным программам, удвоению ВВП, укрупнению регионов и прочим кремлевским инициативам ей не пришьешь. Чистой воды просвещение. Несколько раз в год российские музеи приезжают с гастролями в Москву, чтобы – что? Циники скажут: чтобы решить через столицу свои проблемы. Да хоть бы и так. Нет ничего зазорного в изнасиловании местных администраций по поводу денег для культуры. Все равно, сколько у них ни есть – все истратят, пусть уж что-нибудь достанется и музеям. Но дело не только в этом. Перед зрителями, которые регулярно смотрят «Золотую карту» (нынешняя выставка – 27-я по счету), возникает развернутая панорама отечественных музейных хранений.

Как очевидец почти всех этих экспозиций, могу заверить: весьма развивает.

Развивает не с точки зрения глобальной культурологии, а так, в частном порядке, в русле так называемого знаточества. Структуры фондов в большинстве региональных музеев весьма похожи – дворянские и купеческие портреты, опусы передвижников, что-нибудь от «Мира искусства» и «Голубой Розы», непременные образцы авангарда и пр. Но всегда есть свои жемчужины, свои раритеты и диковины. Скажем, из Нижнего Новгорода привезено сейчас полотно Алексея Саврасова с видом Печерского монастыря – и третьяковцы не удерживаются от восклицания: как можно было такую вещь выпустить из ГТГ, пусть даже и в 30-е годы, когда существовала директива по раздаче ценностей в провинцию? Нижегородцы, правда, словечко «провинция» по отношению к себе произносят с иронической полуулыбкой и постоянно поминают о неформальной, почти интимной близости с Москвой. Особенно теперь, когда мэром там Валерий Павлинович Шанцев.

Говорят, эта близость вскоре будет подчеркнута установкой в Нижнем Новгороде памятника Минину и Пожарскому – точно такого же, как на Красной площади. Угадайте, под чьим художественным руководством клонирован знаменитый монумент работы Мартоса? То-то и оно.

Питомцы гнезда Лужкова распространяются по стране – и, будто пчелы, несут на крылышках пыльцу настоящего монументального мастерства… Ну да ладно, не о том речь.

Выставка носит амбициозное название «Волжский проект» и призвана напомнить о богатых культурных традициях города, чей художественный музей отметит в следующем году 110-летие. Иначе говоря, он постарше и Русского музея, и Пушкинского. Конкурировать с заведениями двух столиц по изобилию шедевров здесь не берутся, конечно, но 64 произведения для нынешней выставки явно отбирались с желанием блеснуть. Речь о русском искусстве XVIII – начала XX веков. То есть нижегородцы использовали стереотипную схему представления регионов в Москве. Это несколько размывает впечатление: гораздо эффектнее выглядели специализированные подборки вроде монографии Дейнеки из Курска или персональной экспозиции скульптора Эрьзи из Саранска. Впрочем, самим музейщикам виднее, что и зачем привозить.

Одна из самых ранних работ – рокотовский портрет императора Петра III, где бравый Петруша смотрит соколом и явно не ждет подвоха от женушки. Завершает экспозицию темперный цикл «Майтрейя» кисти Николая Рериха, в котором виды Тибета обретают уже фирменные мистические характеристики.

К слову, эту серию, как и ряд произведений Кустодиева, завещал землякам Максим Горький – он числился попечителем местного музея аж с 1909 года.

Есть на выставке и большой Айвазовский (какой-то уж чересчур вазелиновый, зато относительно ранний), и Иван Иванович Шишкин с «Туманным утром». Гордость нижегородцев – полотно «Гадание Светланы» Карла Брюллова, единственная его композиция на русскую тему, вдохновленная поэмой Жуковского. Очень хорош невзрачный с виду, но очень вдохновенно выполненный «Серый день» Левитана. Выдающаяся вещь – «Баба в желтом» Филиппа Малявина (по ее поводу третьяковцы тоже могли бы кусать локти, поскольку она отправилась из Москвы в Нижний по той же довоенной разнарядке). Плюс пейзажи разных лет и разных авторов, изображающие одно и то же место, самое выразительное в городе, – слияние Волги и Оки. Плюс авангардные холсты от Ларионова, Гончаровой, Розановой. В целом – ничего сверхсенсационного, зато много качественного и любопытного. Заменить постоянную экспозицию ГТГ, которая тут же, за стенкой, эта выставка не сможет, разумеется, а вот дополнить – запросто.

«Волжский проект». Нижегородский художественный музей. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12) до 27 ноября.

Новости и материалы
Эксперты прогнозируют сохранение ключевой ставки ЦБ на уровне 16%
В Финляндии назвали Россию давней угрозой для Евросоюза
Тонну ядовитого вещества разлили на главной площади Владивостока
Назван минимальный срок выработки мирного документа по Украине
Мужчины в России все чаще уменьшают грудь и меняют форму ушей
Какие папилломы могут перерасти в рак, рассказал врач
Названа самая доступная рыба в стране
Гладков рассказал о режиме работы школ и детсадов в Белгороде после атаки ВСУ
В США объяснили появление более ста немецких танков у границ России
В Британии заявили, что Каллас «бьется в истерике» из-за заявлений Зеленского
Назван главный авторитет для российских мужчин
Переехавшая жить в Сочи россиянка описала город одним словом
ФБР заметило таинственную фигуру у камеры Эпштейна в ночь его смерти
На Байкале сгорел хивус, который использовали для перевозки туристов
Во внешности Зеленского заметили мрачную деталь
Алаудинов заявил, что украинские военные едят снег
Как по внешнему виду определить алкоголика, рассказал врач
Названа сумма долга, при которой могут запретить выезд из страны
Все новости
«Самолет» — лишь первая ласточка. Почему проблемы одного застройщика развернули весь рынок акций России
Теперь вы знаете