На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Почти родные

«Волжский проект» — очередная выставка из серии «Золотая карта России» — продолжает интимное сближение Москвы и Нижнего Новгорода.

Серия выставок «Золотая карта России» – рекордный долгожитель в репертуаре Третьяковской галереи. Она начиналась еще до Путина, так что конъюнктурных мотивов вроде содействия четырем федеральным программам, удвоению ВВП, укрупнению регионов и прочим кремлевским инициативам ей не пришьешь. Чистой воды просвещение. Несколько раз в год российские музеи приезжают с гастролями в Москву, чтобы – что? Циники скажут: чтобы решить через столицу свои проблемы. Да хоть бы и так. Нет ничего зазорного в изнасиловании местных администраций по поводу денег для культуры. Все равно, сколько у них ни есть – все истратят, пусть уж что-нибудь достанется и музеям. Но дело не только в этом. Перед зрителями, которые регулярно смотрят «Золотую карту» (нынешняя выставка – 27-я по счету), возникает развернутая панорама отечественных музейных хранений.

Как очевидец почти всех этих экспозиций, могу заверить: весьма развивает.

Развивает не с точки зрения глобальной культурологии, а так, в частном порядке, в русле так называемого знаточества. Структуры фондов в большинстве региональных музеев весьма похожи – дворянские и купеческие портреты, опусы передвижников, что-нибудь от «Мира искусства» и «Голубой Розы», непременные образцы авангарда и пр. Но всегда есть свои жемчужины, свои раритеты и диковины. Скажем, из Нижнего Новгорода привезено сейчас полотно Алексея Саврасова с видом Печерского монастыря – и третьяковцы не удерживаются от восклицания: как можно было такую вещь выпустить из ГТГ, пусть даже и в 30-е годы, когда существовала директива по раздаче ценностей в провинцию? Нижегородцы, правда, словечко «провинция» по отношению к себе произносят с иронической полуулыбкой и постоянно поминают о неформальной, почти интимной близости с Москвой. Особенно теперь, когда мэром там Валерий Павлинович Шанцев.

Говорят, эта близость вскоре будет подчеркнута установкой в Нижнем Новгороде памятника Минину и Пожарскому – точно такого же, как на Красной площади. Угадайте, под чьим художественным руководством клонирован знаменитый монумент работы Мартоса? То-то и оно.

Питомцы гнезда Лужкова распространяются по стране – и, будто пчелы, несут на крылышках пыльцу настоящего монументального мастерства… Ну да ладно, не о том речь.

Выставка носит амбициозное название «Волжский проект» и призвана напомнить о богатых культурных традициях города, чей художественный музей отметит в следующем году 110-летие. Иначе говоря, он постарше и Русского музея, и Пушкинского. Конкурировать с заведениями двух столиц по изобилию шедевров здесь не берутся, конечно, но 64 произведения для нынешней выставки явно отбирались с желанием блеснуть. Речь о русском искусстве XVIII – начала XX веков. То есть нижегородцы использовали стереотипную схему представления регионов в Москве. Это несколько размывает впечатление: гораздо эффектнее выглядели специализированные подборки вроде монографии Дейнеки из Курска или персональной экспозиции скульптора Эрьзи из Саранска. Впрочем, самим музейщикам виднее, что и зачем привозить.

Одна из самых ранних работ – рокотовский портрет императора Петра III, где бравый Петруша смотрит соколом и явно не ждет подвоха от женушки. Завершает экспозицию темперный цикл «Майтрейя» кисти Николая Рериха, в котором виды Тибета обретают уже фирменные мистические характеристики.

К слову, эту серию, как и ряд произведений Кустодиева, завещал землякам Максим Горький – он числился попечителем местного музея аж с 1909 года.

Есть на выставке и большой Айвазовский (какой-то уж чересчур вазелиновый, зато относительно ранний), и Иван Иванович Шишкин с «Туманным утром». Гордость нижегородцев – полотно «Гадание Светланы» Карла Брюллова, единственная его композиция на русскую тему, вдохновленная поэмой Жуковского. Очень хорош невзрачный с виду, но очень вдохновенно выполненный «Серый день» Левитана. Выдающаяся вещь – «Баба в желтом» Филиппа Малявина (по ее поводу третьяковцы тоже могли бы кусать локти, поскольку она отправилась из Москвы в Нижний по той же довоенной разнарядке). Плюс пейзажи разных лет и разных авторов, изображающие одно и то же место, самое выразительное в городе, – слияние Волги и Оки. Плюс авангардные холсты от Ларионова, Гончаровой, Розановой. В целом – ничего сверхсенсационного, зато много качественного и любопытного. Заменить постоянную экспозицию ГТГ, которая тут же, за стенкой, эта выставка не сможет, разумеется, а вот дополнить – запросто.

«Волжский проект». Нижегородский художественный музей. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12) до 27 ноября.

Новости и материалы
«Отличная идея»: в Госдуме оценили призыв американских депутатов о выходе США из НАТО
«Заигрывает с Трампом»: политолог о готовности Зеленского провести выборы
Известного рэпера обвинили в изнасиловании двух женщин
Анна Седокова прилетела к дочери в США
Радиостанция Судного дня выдала девятое сообщение за день
Россиянам рассказали, почему сезон новогодних продаж начинается все раньше
В Сбере посоветовали бизнесу провести генеральную уборку с помощью ИИ
Украинский политик заявил, что у Трампа есть компромат на Зеленского
McDonald's зарегистрировал в России бренд своего «университета»
Нового командира ЧВК «Вагнер» без обеих ног и руки сняли на видео
Россия выбыла из топ-10 мировых автомобильных рынков
Мужчина домогался школьницы в Краснодаре и пытался затащить ее в машину
В Белом доме добиваются приемлемых условий мира как для России, так и для Украины
Российского юриста оштрафовали по статье о дискредитации ВС РФ
Хайди Клум показала фигуру в полупрозрачном платье с декольте
РФС утвердил календарь Кубка России на 2026 год
Юрист рассказал, зачем использовать полиграф перед сделкой с недвижимостью
В Оренбургской области загорелся бензовоз
Все новости