На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Почти родные

«Волжский проект» — очередная выставка из серии «Золотая карта России» — продолжает интимное сближение Москвы и Нижнего Новгорода.

Серия выставок «Золотая карта России» – рекордный долгожитель в репертуаре Третьяковской галереи. Она начиналась еще до Путина, так что конъюнктурных мотивов вроде содействия четырем федеральным программам, удвоению ВВП, укрупнению регионов и прочим кремлевским инициативам ей не пришьешь. Чистой воды просвещение. Несколько раз в год российские музеи приезжают с гастролями в Москву, чтобы – что? Циники скажут: чтобы решить через столицу свои проблемы. Да хоть бы и так. Нет ничего зазорного в изнасиловании местных администраций по поводу денег для культуры. Все равно, сколько у них ни есть – все истратят, пусть уж что-нибудь достанется и музеям. Но дело не только в этом. Перед зрителями, которые регулярно смотрят «Золотую карту» (нынешняя выставка – 27-я по счету), возникает развернутая панорама отечественных музейных хранений.

Как очевидец почти всех этих экспозиций, могу заверить: весьма развивает.

Развивает не с точки зрения глобальной культурологии, а так, в частном порядке, в русле так называемого знаточества. Структуры фондов в большинстве региональных музеев весьма похожи – дворянские и купеческие портреты, опусы передвижников, что-нибудь от «Мира искусства» и «Голубой Розы», непременные образцы авангарда и пр. Но всегда есть свои жемчужины, свои раритеты и диковины. Скажем, из Нижнего Новгорода привезено сейчас полотно Алексея Саврасова с видом Печерского монастыря – и третьяковцы не удерживаются от восклицания: как можно было такую вещь выпустить из ГТГ, пусть даже и в 30-е годы, когда существовала директива по раздаче ценностей в провинцию? Нижегородцы, правда, словечко «провинция» по отношению к себе произносят с иронической полуулыбкой и постоянно поминают о неформальной, почти интимной близости с Москвой. Особенно теперь, когда мэром там Валерий Павлинович Шанцев.

Говорят, эта близость вскоре будет подчеркнута установкой в Нижнем Новгороде памятника Минину и Пожарскому – точно такого же, как на Красной площади. Угадайте, под чьим художественным руководством клонирован знаменитый монумент работы Мартоса? То-то и оно.

Питомцы гнезда Лужкова распространяются по стране – и, будто пчелы, несут на крылышках пыльцу настоящего монументального мастерства… Ну да ладно, не о том речь.

Выставка носит амбициозное название «Волжский проект» и призвана напомнить о богатых культурных традициях города, чей художественный музей отметит в следующем году 110-летие. Иначе говоря, он постарше и Русского музея, и Пушкинского. Конкурировать с заведениями двух столиц по изобилию шедевров здесь не берутся, конечно, но 64 произведения для нынешней выставки явно отбирались с желанием блеснуть. Речь о русском искусстве XVIII – начала XX веков. То есть нижегородцы использовали стереотипную схему представления регионов в Москве. Это несколько размывает впечатление: гораздо эффектнее выглядели специализированные подборки вроде монографии Дейнеки из Курска или персональной экспозиции скульптора Эрьзи из Саранска. Впрочем, самим музейщикам виднее, что и зачем привозить.

Одна из самых ранних работ – рокотовский портрет императора Петра III, где бравый Петруша смотрит соколом и явно не ждет подвоха от женушки. Завершает экспозицию темперный цикл «Майтрейя» кисти Николая Рериха, в котором виды Тибета обретают уже фирменные мистические характеристики.

К слову, эту серию, как и ряд произведений Кустодиева, завещал землякам Максим Горький – он числился попечителем местного музея аж с 1909 года.

Есть на выставке и большой Айвазовский (какой-то уж чересчур вазелиновый, зато относительно ранний), и Иван Иванович Шишкин с «Туманным утром». Гордость нижегородцев – полотно «Гадание Светланы» Карла Брюллова, единственная его композиция на русскую тему, вдохновленная поэмой Жуковского. Очень хорош невзрачный с виду, но очень вдохновенно выполненный «Серый день» Левитана. Выдающаяся вещь – «Баба в желтом» Филиппа Малявина (по ее поводу третьяковцы тоже могли бы кусать локти, поскольку она отправилась из Москвы в Нижний по той же довоенной разнарядке). Плюс пейзажи разных лет и разных авторов, изображающие одно и то же место, самое выразительное в городе, – слияние Волги и Оки. Плюс авангардные холсты от Ларионова, Гончаровой, Розановой. В целом – ничего сверхсенсационного, зато много качественного и любопытного. Заменить постоянную экспозицию ГТГ, которая тут же, за стенкой, эта выставка не сможет, разумеется, а вот дополнить – запросто.

«Волжский проект». Нижегородский художественный музей. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12) до 27 ноября.

Новости и материалы
В Госдуме предложили поднять налоги на сверхбогатых граждан
Названа возможная дата заседания Совбеза ООН в связи с ударом Израиля по Дохе
В Ивановской области моторная лодка столкнулась с пристанью
В Перми нашли способ оптимизировать работу мусоросжигательных заводов
В России нашли способ ускорить производство авиации
В Минобороны сообщили об уничтожении БПЛА в нескольких регионах
Американский миллиардер сделал заявление о помощи Украине
Трамп сообщил об освобождении похищенной в Ираке россиянки
56-летняя Кейт Бланшетт кардинально сменила имидж для рекламы
Катар подготовит ответ на атаку Израиля
Экс-ведущая «Ревизорро» в легинсах погоняла по реке: «Проверяю аппарат»
Рассел Кроу пришел на премьеру с возлюбленной, которая моложе него на 25 лет
В Воронеже отразили атаку украинских беспилотников
Яркий дизайн протеза напрямую влияет на успешность реабилитации, выяснили ученые
Кадыров поддержал перенесшую операцию Симоньян
Найдена причина распространенности аутизма
42-летняя звезда «Универа» снялась в расстегнутой мини-юбке в лифте
Стало известно, как музыкальные вкусы меняются с возрастом
Все новости