На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Интерактивный кошмар

На очередной серии выставок на «АРТСтрелке» предлагают погружение в арт-триллер и встречу с арт-ветеранами.

Очередная выставочная премьера на «АРТСтрелке» – это набор сюжетов, по обыкновению мало между собой связанных. Ни общего эпиграфа к ним не приделать, ни в единое повествование не вплести. Больше всего это напоминает клубный фестиваль, где эклектика репертуара – главное достоинство. Но кое-какие закономерности обнаружить можно. Скажем, галерея «АРТСтрелка projects» тяготеет к ветеранам андерграунда – к фигурам, чья боевая молодость пришлась на годы перестройки. Сейчас здесь устроен показ живописи Андрея Ройтера, снабженный подзаголовком «Первая выставка в Москве за 15 лет».

Действительно, этот художник, давно обитающий в Нью-Йорке и Амстердаме, бывших земляков своим творчеством не балует и вспоминается лишь в связи с былинным сквотом «Детский сад». Привезенные из заграничного далека холсты довольно свежие, хотя и небольшого формата (название выставки «Чемоданная коллекция» недвусмысленно намекает на способ транспортировки). Пожалуй, в них все та же приверженность изобразительному парадоксу. В большинстве случаев недостаточно просто посмотреть на работу, надо еще и понять, с чего вдруг автору пришло в голову изобразить человека с клоунским носом или вертолет, висящий в воздухе винтом вниз.

Парадоксы не так остры, как, допустим, у Магритта, они чаще завуалированы под бытовую реальность или под откровенный абсурд, но сюрреалистический градус очевиден.

Вероятно, этот способ постижения мира все еще не кажется Ройтеру исчерпанным.

По соседству можно увидеть и другую ветеранскую подборку. Галерея VP-Studio, которая всего месяц назад въехала в «коммуналку» на Берсеневской набережной, представляет «Праздник» Витаса Стасюнаса – условный салют в честь отмененного 7 ноября. Здесь есть кинетический объект «Чистильщик» – алюминиевый повтор гипсовой композиции 1992 года: два обломка от памятника вождю мирового пролетариата соединены таким образом, что рука с зажатой в ней легендарной кепкой регулярно протирает ботинок. Все остальные фрагменты тела изъяты для пущего лаконизма. Приветом из ироничного позднесоветского прошлого смотрятся работы так называемого «Солдатского цикла» – скажем, на одной из них очертания СССР выложены зелеными погонами пограничных мундиров. Самым удивительным, пожалуй, оказывается ощущение глубочайшего ретро.

Вроде бы и лет минуло не так много, для произведений искусства вообще не срок. А воспринимаются как археологические реликвии. Есть над чем задуматься культурологам.

Другой новосел, галерея «Клуб рисовальщиков», демонстрирует своего рода барочную избыточность: свисающие с потолка веревки, на которых пришпилены рисунки обнаженной натуры. По семь-восемь ярусов, без разбора авторства и техники исполнения. Под ногами – расписанная посуда с теми же мотивами. Выглядит эффектно и прогрессивно, но что хотели этим сказать, решительно неизвестно. Намекали на кризис перепроизводства? Думали поразить богатством ассортимента? Или рассчитывали поместить всего побольше в условиях ограниченной кубатуры? Так ведь при наличии энтузиазма можно и на пленэре. Скажем, во дворе «АРТСтрелки» прямо в замерзшей луже расположилась галерея «Водный мир» – несколько репродуцированных пейзажиков плюс ноутбук на деревянной подставке, чтобы не промок.

Не хватало плаката «Помогите на приют для бездомных произведений».

Ну да ничего, всякое большое дело начинается с трудностей.

А наиболее глубокомысленным и медитативным из всего оказалась инсталляция «Память зеркала» в галерее XL Project. Заходишь в полутемную комнату, встаешь на интерактивный коврик и отражаешься в полный рост на большом экране. Можешь рожи корчить или в носу ковырять: экран исполняет роль зеркала. Но до определенного момента. Через некоторое время рядом с тобой начинают возникать отражения людей, которых в комнате нет. Они были здесь раньше, совсем недавно, кое-кого ты мог заметить в галерее за стенкой. А некоторые персонажи и вовсе похожи на призраков, непонятно откуда взявшихся (аннотация рассказывает об актерах, специально отснятых для этого аттракциона). В общем, техническая сторона дела не так уж и сложна, но есть в этом что-то от мистического триллера, внутри которого ты вдруг сам оказался. Установить такую штуку в квартире – все равно что добровольно окружить себя героями Стивена Кинга. Бр-р. Отделаться от послевкусия удается не сразу – и, пожалуй, это можно назвать авторской удачей. Все-таки для искусства любая техника служит лишь инструментом, а цель всегда у человека внутри. Кто попадает, тот и выигрывает.

«АРТСтрелка» (Берсеневская набережная, 14) до 26 ноября.

Новости и материалы
Россиянам объяснили, как восстановить «обгрызанные» ногти
Взрыв произошел на севере Украины
Путин ответил на демонстрацию американских бомбардировщиков на Аляске
В Израиле сообщили о вероятной ликвидации шести руководителей ХАМАС в Катаре
Сотрудник мэрии платил за прямые эфиры, в которых ловили и насиловали детей
МВД Катара назвало ситуацию в Дохе безопасной
Матч со сборной США назвали прорывом для российского футбола
Над Черным морем сбили несколько украинских беспилотников
Глава Белгородской области сообщил об атаках БПЛА на населенные пункты
Рэпера Лигалайз привлекли к административной ответственности
Посольство США отменило рекомендации своим гражданам, находящимся в Катаре
В Подмосковье обрушились конструкции старого горнолыжного комплекса
Дмитрий Нагиев объяснил, почему не открыл актерскую студию для новичков
Германия профинансирует производство дальнобойных БПЛА на Украине
Польша высылает белорусского дипломата
В Непале все аэропорты приостановили работу
Стало известно, что обсуждали лидеры ХАМАС перед ударом Израиля
Американский тренер Хабиба: я сказал ему, чтобы он вышел и проиграл
Все новости