На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Китайский «Кречет» не долетел до пятого поколения

Почему таинственный китайский истребитель Shenyang J-31 («Кречет») не соответствует пятому поколению

Транспортировка образца новейшего китайского истребителя пятого поколения Shenyang J-31 («Кречет») попала в объективы камер. «RusTopNews.Ru» разбиралась в тайнах секретной разработки и пришла к выводу, что истребитель из Поднебесной только по внешнему виду напоминает американский F-35, но до пятого поколения ему еще далеко.

Случайным свидетелям на днях удалось заснять перевозку новейшего китайского истребителя. Транспортировка самолета производилась с соблюдением всех мер секретности: корпус машины накрыли плотным тентом и трепетно охраняли. Считается, что под брезентом находился второй экземпляр китайского истребителя пятого поколения Shenyang J-31 («Кречет»), разработанный с использованием стелс-технологии. Судя по всему, разработка и испытания машины пятого поколения идут в Поднебесной полным ходом.

По китайским данным, этот истребитель способен развивать скорость до 2200 км/ч, имеет боевой радиус действия 1250 км с топливом во внутренних баках, а также оснащен радаром с активной фазированной решеткой.

Демонстрация полета такой машины состоялась на авиакосмическом салоне Airshow China 2014, разработчики утверждали, что малозаметный «Кречет» сможет встать в один ряд с такими проектами истребителей пятого поколения, как американский F-35 и российский ПАК ФА. Но после показательного полета выкрашенный в черный цвет истребитель не выставляли ни на одной из площадок выставки, доступной широкой публике, что говорит о высоком уровне секретности данного самолета. Впрочем, российский ПАК ФА также не показывают зрителям на статических площадках авиасалонов — главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев отмечал, что пока рано показывать не принятую на вооружение разработку широкой публике.

«RusTopNews.Ru» разобралась, оправдывает ли Shenyang J-31 смелые заявления создателей о том, что это истребитель именно пятого поколения.

На чем летает

Начнем с силовой установки. Ранее сообщалось, что у китайского истребителя J-31 будет российский двигатель РД-93 — это экспортная модификация двигателя РД-33, которым оснащается отечественный самолет МиГ-29. Тяга на форсаже этого мотора — 8300 кг.

РД-93 не является двигателем пятого поколения — он не дает возможности сверхзвукового полета на крейсерском бесфорсажном режиме двигателя.

Тем не менее сравним его с мотором F-119, которым комплектуется американский истребитель пятого поколения F-35, — Pratt & Whitney F135. Важно, что этот двигатель — развитие двигателя пятого поколения F-119, установленного на F-22, то есть уже второй американский мотор пятого поколения. Тяга на форсаже – 19 500 кг.

Двигатели РД-93 и Pratt & Whitney F135 заметно отличаются уже по тяге — 8300 кг против 19 500 кг, — одно только это говорит, что сравнивать Shenyang J-31 и F-35 даже по силовой установке некорректно.

Это еще без учета показателей экономичности. Поэтому говорить о том, что Shenyang J-31 будет иметь сопоставимую с F-35 дальность полета и окажется в состоянии поднять ту же боевую нагрузку, крайне опрометчиво. К слову, российский двигатель пятого поколения (изделие 30) полетит только в 2017 году.

Что летает

Сам летательный аппарат Shenyang J-31 также существенно уступает F-35, даже без учета авионики, бортового локатора и авиационных средств поражения. Точных тактико-технических данных бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и вооружения Shenyang J-31 из-за традиционной китайской закрытости нет, поэтому сравнивать их с аналогичным российским и американским оборудованием практически невозможно.

Утверждается, что Shenyang J-31 разработан с использованием стелс-технологии — этот факт вызывает у специалистов большие сомнения.

Кто и как измерял эффективную поверхность рассеивания китайского истребителя? В мире не так много полигонов, где эту процедуру можно выполнить с требуемой точностью и достоверностью.

Тем, кто пытается сравнивать Shenyang J-31 и F-35, следует напомнить, что F-35 уже четвертый американский самолет, разработанный с использованием стелс-технологии. Первый, F-117, уже снят с вооружения. А сколько усилий было при создании и эксплуатации этого самолета, какой большой опыт при этом получен, известно в полном объеме только американским разработчикам самолета.

Конечно, кое-что китайцы могли украсть в США. Но многого не украдешь.

В качестве вывода можно сказать, что китайцы в плане создания самолета пятого поколения находятся еще только на самом начальном этапе этой работы. Однако денег в Поднебесной много, образованных людей не меньше (тем более получивших образование в США), а школы генерального конструктора как таковой пока еще нет. Нет сложившихся и устоявшихся механизмов творчества, оценки достигнутых результатов. Но скорость, с которой растут в этом плане китайцы, специалистов удивляет. И возможно, что решение многих сложных инженерно-технических задач им вскоре будет вполне по силам.

Названный в официальной программе авиашоу в Чжухае в 2014 году индекс FC-31 китайского самолета пятого поколения свидетельствует о том, что машина предполагается для экспорта.

Однако репутацию опытных и компетентных самолетостроителей заработать очень трудно. К удачным китайским конструкциям можно отнести, пожалуй, совместную с Пакистаном разработку JF-17 «Тандер» (китайское обозначение FC-1 «Сяолун»). Остальные

модели Поднебесной не пользуются на мировом рынке вооружений большим спросом.

По сути дела, Китай еще не создал полноценного истребителя четвертого поколения. В Поднебесной налицо большие проблемы даже с постройкой авиадвигателей. Китайцы в массовом порядке строят свои, но и в значительных объемах закупают российские моторы.

Ранее сообщалось, что промышленные шпионы

КНР украли терабайты информации у компании — производителя F-35 и максимально скопировали

если не внутренние узлы, то форму планера (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования). Однако украсть — это одно, а сделать свое собственное и оригинальное — уже совершенно другое. Пока же китайский истребитель действительно только внешне похож на боевую машину пятого поколения.

Новости и материалы
В России стал доступнее один из самых дешевых китайских кроссоверов JAC JS3
Россиянам назвали главный признак токсичного коллектива
Названы анализы, которые точнее всего показывает биологический возраст
«Фенербахче» нашел сенсационную замену Моуринью
Россиянка из ревности едва не заколола вилами соперницу
В одной из бригад ВСУ на Харьковском направлении остался один боеспособный батальон
В Москве произошел пожар в многоквартирном доме
В США нашли причину неудач Украины на фронте
На Камчатке в яме с рыбными отходами обнаружили медвежонка
Наемники «Избранной роты» ВСУ в зоне СВО копируют сцены расстрелов из сериала
Shaman отказали в регистрации бренда «Я русский» после подозрений в оскорблении россиян
В России предложили создать свой криптобанк
На Западе сделали «мрачный прогноз» для Украины
Российский школьник Руслан попал в базу «Миротворца»
На видео попал сибиряк на Hyundai, который сбил ребенка и скрылся
«Практически оторвало конечность»: экскаватор упал на приморца, известны подробности
Президент Польши предостерег от дискуссий о членстве Украины в ЕС и НАТО
Житель Ступино, устроивший взрыв газа с 6 жертвами, должен оплатить ремонт
Все новости