На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Баловство с пропеллером

Шестнадцатого декабря 1949 г. шведы предложили эстетам всего мира шанс поставить свою индивидуальность на колеса. SAAB делался для них как маленькая крепость, как маленькая Швеция — страна, где король ездит на велосипеде, премьер гуляет без охраны и даже у социализма человеческое лицо — улыбка доступной блондинки.

Если бы летун Карлсон взялся за ум и вместо шашней с фрёкен Бок, поправил дела и купил авто, его выбор точно пал бы на старый «Сааб», такой же нескладный, такой же симпатичный и, конечно, воздушный, как он сам.

Предприятие Svenska Aeroplan Aktiebolaget (коротко: SAAB) было основано в 1937 г. для строительства боевых самолетов. Ход европейских событий не сулил шведам ничего хорошего: у них под брюхом возились немцы, над ухом — Советы, под боком — англичане.

Королевство панически вооружалось, но все обошлось — мировая война прошла стороной. К 1945 году SAAB был что юный гусар, опоздавший к схватке. Спрос на истребители сник, и группа авиаинженеров во главе с Гуннаром Люнгстремом (Gunnar Ljungstreм) переключилась на народные авто и в стахановские сроки летом 1946 года выдала первый прототип — 92. Скромный двухцилиндровый двухтактный двигатель сочетался с аэродинамикой и эффектностью заправского концепта. Каракатица с коэффициентом лобового сопротивления 0,32 казалась красавицей в профиль и избушкой на курьих ножках, если смотреть в фас. По всему видно, 92 (или Ursaab) был авто, сработанным «с нуля», возможно, первым в послевоенном мире. Просто шведы не представляли, что можно, что нельзя, и импровизировали на ходу. На самом деле свои корни, конечно, были. С двигателем прототипу 92 помог инженер немецкой фирмы DKW, почтивший за благо покинуть рейх. Но аэродинамика и дерзость были родными, шведскими.

Доработанная конструкция 92 в декабре 1949 г. пошла в серию. Одновременно с производства сняли первые шведские истребители и в оставшуюся от последних зеленую краску окрашивали первые партии «Cаабов».

Пятидесятые шведы потратили на упорную «шлифовку» своих детищ, увеличивая задний обзор, багажник и количество цилиндров с двух до трех. И одновременно дерзали. Уже в 1954 г., словно изобретатели «Корветта», шведы замахнулись на кузов из стеклопластика для своей новинки Sonnet, претенциозного дорогого спорткара, и на треке поразили специалистов скоростью в 210 км/ч (привет, самолетам!). 1956 год стал прорывом в Америку, а в начале 60-х пробил час гоночных побед: Эрик Карлсон (не родственник ли?!) с триумфом летал на SAAB от Британии до Монте-Карло.

История SAAB заболтана до дыр, благо было о чем сказать: шведы в каждой модели умудрялись предложить что-то «не как у людей» — от ударопрочных балок в дверях до подогрева сидений. Только к концу 60-х автоавиаторы наконец-то сподобились перейти на нормальный четырехцилиндровый двигатель Ford V4 и их модели хотя бы по начинке приобрели некоторые «человеческие черты» (тогда же в дизайне шведы начали сотрудничать с итальянской Lancia).

Уже в 60-х упрямые мордочки SAAB-96 и стремительные силуэты Sonnet хорошо запоминались, но настоящее безобразие началось в 70-х. Новое поколение 5-местных хетчбэков SAAB-99, представленное в 1967 году и позже плавно переродившееся в SAAB-900, превратилось в настоящий культ.

Почему? Вряд ли те полчища богемы, которые скупали их, вообще толком интересовались, что у SAAB было под капотом или, чего доброго, под «обшивкой» кузова, до тех пор пока машина не замирала где-нибудь на пустынном шоссе. Просто это была машина не как все — неправильная, угловатая, но симпатичная. Как Карлсон или Пеппи Длинныйчулок.

Да и вообще, приятно было ездить на машине из необыкновенной страны, где король ездит на велосипеде, премьер гуляет без охраны и даже социализм с человеческим лицом — улыбкой доступной блондинки.

<1>В SAAB это смекнули, тихо превратив в 1979 г. успешный 99 в дорогой 900, рассчитанный на оригиналов со средствами. Если человек снял независимый фильм или написал декадентский роман и на него свалилось такое несчастье, как деньги, он оказывался перед мучительным выбором: «Мерседес» — для пиджаков, «Вольво» — для женатых, БМВ — для выскочек. «Порше» будет ездить на мне. «Феррари» привезет в налоговую. Купить «народное» — решат: все пропил, что-то дорогое — продал душу по сходной цене. И, когда Европа уже выпускала одинаковые брикеты, для европейского эстета оставался один выбор — SAAB.

И SAAB делался для них как маленькая крепость, маленькая Швеция. Уже первый шведский истребитель оказался снабжен катапультой, и даже сегодня, усадив вас в SAAB 9-5 австрийского пошива, вам прежде всего расскажут, что подголовник модифицирован так, что вы никогда не повредите шею от удара подушкой безопасности.

Новым витком «дорогой» политики марки стал SAAB-9000 — сдержанно-стремительная крепость для яппи «не как все». Кто не знает этот шведский сверхуспех 80-х. Впрочем, кузов, удивительно соединивший черты спорткара с бизнес-машиной, был сработан уже итальянцем Джуджаро. Это была машина эгоиста, удовлетворяющая малейшим капризам, подогнанная под водителя, словно пилотская кабина.

Драйв шведов угас к концу 80-х: Карлсон улетел, социалистов сменили правые, и какой-то подонок подстрелил беззащитного шведского премьера. Автомобильщиков SAAB окончательно отделили от авиаторов и наполовину продали GM.

Новости и материалы
К тушению пожара на складе в Подмосковье привлекли вертолет
Макрону предрекли отставку
В Ставропольском крае задержан участник террористической организации
Китайские ученые заявили, что разработали первый в мире «похожий на мозг» ИИ
Мужчина выстрелил в голову прохожей, которую принял за иноагента
Российские военные сообщили, что ВСУ разбрасывают минированные электронные сигареты
Цыганова заявила, что Крид «поставил на колени» губернатора
В Польше на поиски обломков БПЛА направили более 10 тыс. полицейских
Родченков раскрыл, кто скрывал допинговые нарушения ведущих спортсменов
Американский политик поделился кадрами, где ракета якобы отскакивает от НЛО
Неизвестный открыл огонь по трамваю с пассажирами в Калининграде
Xiaomi представила дешевый игровой монитор с высоким разрешением
НАТО применило статью 4 после инцидента с дронами в Польше
В Госдуме предложили признать бедными россиян с зарплатой меньше 43 тысяч рублей
Более 80 нелегалов выявлено в московском хостеле при рейде после гибели футболиста
Протестующие в Париже потребовали отставки Макрона и эшафота для главы МВД
Пассажир спрыгнул с круизного лайнера, чтобы избежать долга за азартные игры
Президент Казахстана приедет в Россию с государственным визитом
Все новости