На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Закон о базаре

Спор вокруг законопроекта о торговле

Принятие законопроекта о торговле может навредить участникам рынка и обернуться ростом цен для потребителей, опасаются эксперты АНХ. Еще не принятый законопроект уже напугал западные торговые сети – с российского рынка ушел ритейлер Carrefour.

Последствия принятия закона о торговле, второе чтение которого состоится в начале ноября, обсудили в рамках семинара, организованного Академией народного хозяйства (АНХ), эксперты и чиновники. Участники дискуссии выразили опасение, что закон не только не решит поставленных целей – снижения цен для потребителей и поддержки производителей, но и добьется прямо противоположных результатов.

Закон создает барьеры и риски для входа различных компаний. Он начал ограничивать конкуренцию на рынке еще до своего принятия,

посетовал один из рецензентов законопроекта — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства (АНХ) Вадим Новиков. Как раз накануне стало известно об уходе с российского рынка крупнейшего европейского ритейлера Carrefour, уже успевшего открыть в России два магазина. Причиной опасений французов стал в том числе и пресловутый законопроект, представленный Минторгпромом и находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме. «Закон сырой, непроработанный и, главное, не выполняет поставленных целей. Последствия его будут пагубными», — разводит руками глава Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.

Законопроект, напомним, предполагает ограничение масштабов экспансии розничных сетей в России путем снижения порога доминирования в границах региона/муниципальной области до 25% или даже 15%, после которого ритейлеру запрещается открывать новые магазины в этом регионе. Однако в западной практике «не существует такого коэффициента, как доля одной компании на рынке». Кроме того, границы рынка «определяются на основе эконом-анализа, а не административным делением», рассуждает Новиков.

Получается, в небольших городах и населенных пунктах с населением менее 10 тыс. жителей ритейлеру достаточно открыть 1–2 торговых объекта, чтобы превратиться в «монополиста» и достичь доли в 25%,

— говорит руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров. Например, сеть «Магнит» открывает свои магазины в населенных пунктах с численностью от 5 тыс. чел., зачастую конкурируя с одним--двумя несетевыми магазинами. Депутаты, кроме того, предлагают, чтобы сеть не могла расширяться, если имеет оборот 1 млрд рублей по всей России — при том что десятка наших крупнейших ритейлеров имеет оборот около $1 млрд.

Вторая поправка, предлагаемая в правительственный вариант законопроекта депутатами — отмена бонусов, которые платятся поставщиками за выгодное место на полке. «Бонусы, которые так любят ругать, выполняют определенные функции: маркетинговые услуги, косвенная скидка с цены, передача уверенности о перспективах товара. Их отмена навредит и тем, кому платят, и тем, кто платит», — считает Новиков.
Третье ограничение, предлагаемое депутатами – это поправки, регулирующие размер торговой наценки на продукты первой необходимости. По мнению законодателей,

наценка должна составлять «не более 25% от цены реализации первому оптовому покупателю».

Правда, по словам директора Союза независимых сетей России Ирины Канунниковой, такие поправки депутатов могут вызвать уход действующих игроков с розничного рынка и возвращение к рыночной торговле в ее «базарном варианте».

Регулирование торговой наценки возможно только на короткий период и в чрезвычайных обстоятельствах – например резкий скачок цен на 50% и выше,

говорит Каннуникова. На этот вариант, видимо, в итоге согласятся и депутаты. «Скорее всего, мы сделаем уступку, и регулирование будет введено только для форс-мажорных обстоятельств», — сказал «Газете.Ru» соавтор поправок депутат Виктор Семенов. Это очень грубый регулятор, который приведет к вымыванию отдельных товаров с прилавков и закрытию оставшихся малых форм торговли в малых городах, признает депутат. Поэтому вводить госрегулирование можно будет на срок до 90 дней.

В обратном случае пострадать от закона могут не только сети, но и потребители.

«Разработчики закона забывают о потребителе.

Главная опасность закона, что он повлияет не на абстрактную конкуренцию, а на цены»,

– подчеркивает директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития Александр Пироженко. «Для потребителя любая поправка, любое чрезмерное регулирование отрасли в итоге выльется ростом цен, снижением ассортимента и ухудшением качества», соглашается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.

Новости и материалы
Фон дер Ляйен посетовала, что картины саммита на Аляске было «трудно переварить»
Пара подала на развод, не договорившись по поводу имени новорожденного ребенка
Российских школьников научат распознавать дипфейки
Работники общежития при школе изнасиловали младшеклассницу
Названы места в Свердловской области, где может скрываться второй беглый террорист
Глава ЕК объявила о создании Новой Европы
Александр Ревва снялся с повзрослевшими дочерьми в день своего 51-летия
Глава Еврокомиссии рассказала, как в ЕС используют активы России
Ночью над Белоруссией сбили неизвестные беспилотники
43-летняя Вера Брежнева пришла на показ в лифе и мини-юбке
Стало известно, какой срок грозит Смолову за драку в «Кофемании»
Уехавшая из РФ Дакота о жизни в США: «Мой личный ад!»
В Новосибирске агрессивные собаки напали на девушку и растерзали ее шпица
Большинство детей мигрантов не могут зачислить в российские школы
В Подмосковье ищут VIP-гардеробщика с зарплатой 250 тыс. рублей
19-летняя невеста Лепса появилась на публике в платье с глубоким декольте
В Белгороде при атаке беспилотников пострадала девушка
У Анатолия Цоя нашли долг перед налоговой
Все новости