На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Минтранс переводит стрелки на БАМ

Министерство транспорта предлагает выбрать между строительством ВСМ и БАМ

Правительству придется выбирать между пилотным проектом высокоскоростной магистрали и достройкой БАМа, предупреждают в Минтрансе: два триллионных проекта слишком обременительны для бюджета. Глава РЖД Владимир Якунин уверен в необходимости обоих мегастроек и обвиняет чужих чиновников в инертности мышления. При необходимости выбирать выбор БАМа для государства очевиден, полагают аналитики.

Минтранс считает необходимым выбрать между строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург (ВСМ), и расширением Байкало-Амурской магистрали (БАМа). Документ с предложением определить приоритетный проект для реализации направлен в правительство, сообщил глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин в личном блоге. Пресс-служба министерства эту информацию не комментирует.

Ранее проект решения правительства о строительстве высокоскоростной магистрали вне зависимости от инвестиций в БАМ согласовали Минфин и Минэкономразвития.

«Профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее: построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа, — пишет Якунин. — Несмотря на указ президента о развитии скоростного пассажирского сообщения в России, четко сформулированную позицию председателя правительства, эти лица по-прежнему считают скоростные поезда каким-то дорогостоящим излишеством».

«Инерция мышления, привычка «держать и не пущать» опять сдерживают естественный прогресс в ж/д транспорте», — резюмировал Якунин.

«Мы сообщения в блогах не комментируем, даже если это блог Якунина», — заявили в пресс-службе Минтранса. В РЖД также отказались от дополнительных комментариев.

На достройку БАМа до 2020 года требуется около 870 млрд рублей (в ценах 2010 года, без НДС и без учета обновления тягового подвижного состава). Это позволит к 2020 году перевозить по БАМу до 88 млн тонн грузов в год в сообщении с портами Ванино-Совгаванского узла, то есть увеличить грузооборот более чем в 6 раз по сравнению с сегодняшним уровнем, уточнили в пресс-службе РЖД.

Строительство ВСМ обойдется почти в 1,4 трлн рублей. Ранее РЖД предлагала несколько вариантов финансирования строительства. Первый предполагает, что государство и инвестор финансируют строительство в равных долях. Суммарные расходы при таком варианте оцениваются в 1,384 трлн рублей (примерно $47 млрд).

Из бюджета с учетом подготовки проекта должно быть выделено 592,8 млрд рублей (в том числе на строительство — 505,6 млрд руб.), а выплаты компании-концессионеру при эксплуатации с 2018-го до 2032 года составят 791,1 млрд рублей.

По схеме реализации проекта компания — победитель торгов на заключение концессии должна будет спроектировать, построить и обслуживать магистраль в течение жизненного цикла — 30 лет. Якунин подчеркнул в своем блоге, что «контракт жизненного цикла» позволит вернуть 70% стоимости в течение 15 лет.

Согласно второму варианту, планируется выделить до 70% необходимых средств из бюджета (795 млрд рублей, в том числе на строительство — 707,9 млрд рублей), а выплаты концессионеру при эксплуатации в 2018—2027 годах составят 260,2 млрд руб. Суммарные расходы оцениваются в 1,055 трлн рублей.

Протяженность новой высокоскоростной железной дороги из Москвы в Петербург составит 660 км, время в пути — 2,5 часа, максимальная скорость движения — до 400 км/ч. Строительство планируется начать в 2013 году, а к 2018-му, накануне чемпионата мира по футболу, завершить.

Проекты не могут конкурировать по значимости, утверждают эксперты. «Усовершенствование БАМа направлено на освоение новых территорий, это необходимо для доступа к природным ресурсам и более важно для государства с экономической точки зрения. А строительство ВСМ – это в первую очередь продвижение высокотехнологичного сообщения», — говорит аналитик МДМ Банка Михаил Зак. По его словам, в последнее время политика государства была направлена на сокращение финансирования РЖД – компания самостоятельно искала инвесторов для проектов. «Но ВСМ и БАМ компания не сможет профинансировать из своих средств, а найти инвесторов, готовых предоставить такие суммы, практически невозможно», — говорит Зак.

РЖД не может приступить к реализации проекта по БАМу без финансирования со стороны государства, подтверждает источник в компании. «Главным сдерживающим фактором для полномасштабной реализации предлагаемых мероприятий по развитию и модернизации существующей сети железных дорог, в первую очередь на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, является недостаток финансовых ресурсов, — говорит он. — РЖД считает проект по инвестированию БАМа невозможным без соответствующей государственной поддержки».

Бюджет на 2012 год сверстан исходя из доходов в 11,78 трлн рублей и расходов в 12,66 трлн рублей с дефицитом в 876,59 млрд рублей, или 1,5% ВВП. Доходы государства на 2013 и 2014 годы прогнозируются на уровне 12,71 трлн рублей и 14,09 трлн рублей, соответственно, расходы — 13,73 трлн рублей и 14,58 трлн рублей. Это означает, что недостача в 2013 году составит 1,02 трлн рублей, или 1,6% ВВП, а в 2014 году — 491,12 млрд рублей, или 0,7% ВВП.

Реализация двух проектов — слишком большие расходы для бюджета: государству придется выбирать, признает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. «Пока непонятно, из каких источников будут финансироваться данные проекты. Наиболее приемлемым вариантом для правительства было бы финансирование из независимых источников – коммерческих корпораций и различных инвестиционных фондов, но в России пока нет институтов, которые могли бы изыскать подобные суммы. Если речь идет о государственном финансировании, придется выбрать только один из проектов».

Экономику БАМа Михаил Зак называет более понятной: гарантированный грузопоток сможет полностью или частично профинансировать расходы на строительство. «Такие проекты, как ВСМ, менее рентабельны и дольше будут окупаться», — добавил Рожков.

«В России меньшая плотность населения и гораздо большая территория, чем в Европе, Китае и Японии, в которых давно функционируют высокоскоростные поезда. По этим причинам в России стоимость строительства подобных проектов более высокая, а окупаемость — низкая», — констатировал аналитик.

Новости и материалы
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
Раскрыты подробности атаки на военных США в Сирии
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Россиянам рассказали, когда начинать закупаться к Новому году
В Совфеде прокомментировали слова Мерца о конце эпохи «Американского мира» для ЕС
В аэропорту Пулково ввели временные ограничения
США сбросили осветительные бомбы в небе над Пальмирой
Лукашенко попросил не задавать «гадких вопросов» о Трампе и Путине
Все новости