На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Лизинг урезали на треть

Объем нового бизнеса лизинговых компаний в России за первое полугодие сократился на 30%

Темпы сокращения спроса на новые лизинговые договоры по итогам шести месяцев 2015 года ускорились. Объем нового бизнеса в годовом исчислении уменьшился на треть, а в уже заключенных лизинговых сделках повышается доля просроченных платежей. Без реструктуризации долгов решить проблему вряд ли удастся, уверены участники рынка.

Сокращение лизинговых сделок в России ускорилось: объем нового бизнеса (стоимости имущества) по итогам первого полугодия сократился на 30% в годовом исчислении, до 244 млрд руб., говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») и Объединенной лизинговой ассоциации на основе данных от более 80 российских компаний. Лизинговый портфель практически не изменился за последние 12 месяцев и составил около 2,9 трлн руб., по данным на 1 июля. В 2015 году прогнозируется дальнейшее падение рынка: по мнению RAEX, новый бизнес уменьшится не менее чем на 20%.

В прошлом году объем новых сделок тоже сокращался, но не такими стремительными темпами. По итогам 2014 года показатель уменьшился на 13%.

Главной причиной стало резкое падение спроса в железнодорожном и авиасегментах. Негативное влияние на рынок лизинга оказали и удорожание фондирования, связанное с резким ослаблением курса рубля, и сложности с получением заемных средств.

Железнодорожный сегмент лишился значительной части спроса в основном в результате сокращения текущих ставок аренды и оперирования и возникшего профицита полувагонов. В текущем году ставка аренды полувагона, наиболее массового вида грузового подвижного состава, упала до 350–400 руб. в сутки с уровня в 450 руб. в прошлом году.

В случае с авиализингом главной проблемой сокращения объемов нового бизнеса оказалось то, что подавляющее число лизинговых договоров было заключено в валюте. До начала кризиса и введения санкций российские лизинговые компании для поставок воздушных судов отечественным авиакомпаниям привлекали финансирование в валюте из-за рубежа. Осуществлять оплаты за лизинг перевозчики также были вынуждены в валюте, а выручку получали при этом в рублях. На фоне обесценивания национальной валюты рублевый эквивалент лизинговых платежей существенно увеличился. К тому же из-за ослабления рубля сильно упала покупательная способность населения, и авиакомпании задумались о сокращении либо замораживании на текущем уровне уже существующих провозных емкостей.

Сокращение объема нового бизнеса зафиксировано почти у всех крупных лизинговых компаний страны.

В процентном соотношении самое большое падение нового бизнеса продемонстрировали специализирующиеся в основном на железнодорожном сегменте компании: так, на две трети сократился объем новых сделок у «ТрансФин-М» (–68,2%, до 5,61 млрд руб.) и «РЕЙЛ1520» (–61,8%, до 4,35 млрд руб.). Уменьшился объем стоимости предметов лизинга по новым сделкам и у лидеров рейтинга — «ВЭБ-лизинга» (–51,6%, до 33,25 млрд руб.) и «ВТБ Лизинга» (–33,8%, до 32,55 млрд руб.).

«Учитывая текущую экономическую конъюнктуру, удорожание стоимости заемных ресурсов для компаний и ухудшение платежеспособности клиентов, объем нового бизнеса для российских лизинговых компаний снижается, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ВТБ. — Сделки в данных сегментах в большинстве своем направлены на рефинансирование или изменение структуры действующих обязательств, чем на заключение новых контрактов».

Из крупнейших топ-10 лизинговых компаний России нарастить объем нового бизнеса удалось лишь двум игрокам — «Сбербанк Лизингу» (+106,5%, до 28,7 млрд руб.) и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, +162%, до 27,35 млрд руб.). Что касается «Сбербанк Лизинга», то выйти в положительную динамику удалось во многом благодаря наращиванию лизинга в сегментах легкового и грузового транспорта, а также спецтехники. «Активно идут продажи экспресс-лизинга, которые предполагают сделки до 24 млн руб. за восемь часов на основании шести видов документов, по программе субсидирования от Минпромторга», — уточнили в пресс-службе «Сбербанк Лизинга».

Рост объема нового бизнеса у ГТЛК «во многом обусловлен доступом к широкому кругу источников финансирования, в том числе привлечением инвесторов из Китая, а также реализацией крупной сделки по поставкам магистральных воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот», уточнили в пресс-службе ГТЛК. В отличие от падающего у других игроков авиализингового сегмента общий объем инвестиций ГТЛК в закупку воздушных судов увеличился с начала года на 24 млрд руб., до 61,6 млрд руб. К тому же в текущем году правительство приняло решение о докапитализации ГТЛК через ОФЗ на сумму в 30 млрд руб. Эти средства пойдут на финансирование сделок по лизингу российского самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100).

Впрочем, несмотря на точечные улучшения, общая ситуация с лизингом в стране является тревожной.

Одной из главных тенденций стало увеличение проблемных активов.

По данным RAEX, их доля в совокупном лизинговом портфеле по итогам 2014 года выросла с 6 до 10%, а в текущем году, по прогнозам, достигнет 14%.

«Просроченная задолженность по отрасли по лизинговым платежам существенно выросла. В ряде случаев она приобрела хронический характер, и, с учетом произошедших на рынке изменений, шансы на ее урегулирование без реструктуризации невелики», — рассказал «Газете.Ru» директор управления по развитию международного бизнеса «Сбербанк Лизинга» Павел Пискун.

«Из-за резкого роста курсовой разницы исполнение договорных обязательств со стороны многих авиакомпаний оказалось практически невозможным. Основными путями решения данной проблемы являются реструктуризация лизинговых платежей, а также возврат лизингополучателями воздушных судов, за которые авиакомпания не может расплачиваться», — добавил первый заместитель гендиректора ГТЛК Антон Борисевич.

Новости и материалы
АСВ просит взыскать с авиакомпании AirBaltic более €203 млн
В Госдуме заявили, что поставка Францией истребителей не даст ВСУ перевеса на поле боя
«Может, на второй подъедут»: Генич раскритиковал «Спартак» за игру с «Оренбургом»
Экс-министр энергетики Украины спрогнозировала тяжелую зиму в стране
В ВШЭ заявили о влиянии искусственного интеллекта на протесты в Непале
«Газпром» в суде требует с российского филиала Linde возмещения вреда на €219 млн
СМИ узнали о подготовке США к использованию замороженных активов России
Министр обороны Британии резко обратился к России: «Мы охотимся на ваши подлодки»
Названа причина, по которой «Спартак» отказался от российского тренера
США поддержали использование ЕС замороженных активов РФ для закупки оружия Украине
Жители российского города жалуются на запах газа и ацетона на улицах
Сейсмологи сообщили о подводном землетрясении в Тихом океане у Камчатки
В Германии взорвали градирни самой мощной АЭС в стране
«Она порождает другие»: Роднина назвала самую неприятную проблему спорта в России
Сразу пять китайских производителей готовят свой аналог iPhone Air
В Госдуме предупредили о новом опасном подростковом челлендже
Чешский аналитик объяснил, зачем Зеленский требует перемирия
В минфине США оценили торговые переговоры с КНР
Все новости