На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Экспорт революции

Группа российских экспертов и экономистов во главе с бывшим заместителем Грефа, а ныне научным руководителем ЦСР Михаилом Дмитриевым, вернулась из Грузии. Как бригада экономических Чипа и Дэйла, эксперты, поспешившие на помощь сопредельному государству, помогали не только Грузии. Они помогает самим себе. Поездка российских реформаторов в Грузию — это своего рода сеанс психологической реабилитации. А еще точнее — экспорт «либеральной революции», вывоз за пределы России опыта, который в России не то чтобы не пригодился, но оказался нереализованным. Россия — это страна, у которой появилась новая статья экспорта — продажа невостребованных на родине уникальных знаний и навыков.

Тот же Михаил Дмитриев, автор целого ряда российских реформ — от пенсионной до здравоохранения, многократно в течение последних десяти лет разрабатывал теоретические основы преобразований и даже дважды в официальном чиновничьем статусе пытался их привить на суглинистой российской почве. Все закончилось сначала выговором от предыдущего премьера, а затем добровольным, но все же отчасти вынужденным уходом из Министерства экономического развития при правительстве нынешнем. Такова еще не самая худшая судьба реформатора в России. Егор Гайдар, которого приглашали консультировать по проблемам восстановления экономики власти постсаддамовского Ирака, считается у себя в стране едва ли не главным разрушителем. Человек, заложивший основы и рыночной экономики, и в том числе сегодняшнего роста, стал символом «грабительских реформ».

Но других реформаторов на бескрайних просторах бывшей советской империи нет. И потому лидеры трансформирующихся экономик предпочитают звать в качестве консультантов именно российских реформаторов, жадных до возможности применить свои знания и опыт там, где они действительно востребованны и где преобразования происходят в экстремальных условиях, а не тех, кто осваивал основы макроэкономики в комфортных американских кампусах.

Потому что для того, чтобы поднять экономику бедной страны, кроме знаний нужен еще и опыт. А он у российских реформаторов абсолютно уникальный.

Российские «варяги» имеют возможность в ситуации «либеральной революции», которая, как правило, длится недолго и заканчивается периодом контрреформы, применять на практике самые радикальные из своих теорий. Нынешнее положение в Грузии чем-то напоминает, хотя и не буквально, «окно возможностей» осени 1991 года, когда у команды экономистов были и драйв, и политическая крыша в лице президента, и страстное желание применить на практике свои знания, пускай даже в обмен на запятнанные репутации. Если угодно, это шанс для реформатора исполнить свое назначение, пафосно выражаясь — миссию.
Тогда в правительстве собрались самые грамотные и образованные для своего времени экономисты. Но без иностранной экспертной поддержки они обойтись в принципе не могли. В этом смысле российская ситуация была не похожа на чилийскую, когда пиночетовские реформы стали реализовывать чилийцы — выпускники американских университетов, ученики Арнольда Харбергера и Милтона Фридмена — сами себе варяги…

~ Иностранных консультантов, вообще говоря, не очень любят. В конце концов, одним из них был профессор Воланд, применявший «шоковую терапию» к испорченным отсутствием ипотеки советским мещанам. Группу иностранцев, консультировавших, в том числе, извините, и из романтических побуждений, первые российские правительства, уже в 1993 году выставили из здания бывшего ЦК и нынешней администрации президента на Старой площади. Многие из них оккупировали еще и соседнее здание Минфина на Ильинке и «паслись» совсем рядом в помещениях Госкомимущества, что тоже провоцировало недовольство, а, скажем, в случаях с Джонатаном Хэем и Андреем Шлейфером — еще и скандалы. Среди них были и настоящие романтики «шоковой терапии» — американец Джеффри Сакс и швед Андерс Ослунд. Для профессора Ослунда, ныне работающего в Фонде Карнеги, реформирование экономик бывшего советского сектора и особенно России так и осталось основной научной страстью, от которой невозможно избавиться, как от сильного наркотика. Реформы — это и в самом деле наркотик, их теоретически формулируют и реализуют на практике настоящие фанатики.

Иногда их преследует слава, которая иной раз оборачивается полным разрушением репутации, как это было с аргентинцем Доминго Кавальо, который считается одновременно и автором тамошнего «экономического чуда», и его разрушителем. Иной раз имидж разрушается сразу и почти одномоментно, как это было в случае Гайдара и Чубайса. Иные еще легко отделываются, как, например, Лешек Бальцерович, который и реформу реализовал, и сохранил свое место в политической и экономической элите Польши. Но у каждого тяжелейшая личная судьба и политическая биография.

Главная же беда современных российских трансформаторов реальности — невозможность применить на практике собственный реформаторский потенциал.

Они заложили основы здания рыночной экономики, но их не допустили к отделочным работам. И они вынуждены с болью и горечью наблюдать, как в новом, но не до конца заселенном доме сносятся несущие стены.

Потому реформы и пользуются внешним, а не внутренним спросом.

Новости и материалы
Пожизненное дали россиянину, который протащил любимую по дороге и забил кувалдой
В Эрмитаже прокомментировали задержание российского археолога в Польше
В Британии опровергли обвинения Трампа в росте преступности в Лондоне
В Одессы загорелось грузовое судно после прилетов по порту
Меркель объяснила, почему отказалась от своего фирменного жеста
Россиянам объяснили, когда пациент может пожалеть о пластике
Цена фьючерса на серебро обновила исторический максимум
Белые медведи «меняют ДНК», чтобы выжить в глобальное потепление
УЕФА не изменил позицию по допуску сборных России даже на уровне молодежных команд
В ДНР мирная жительница пострадала в результате атаки ВСУ
Хирург объяснили, как ринопластика влияет на возможность забеременеть
Бельгия назвала условие для согласия на конфискацию замороженных активов РФ
Синоптик сообщил, что по Москве «ударил минус»
Популяризатора космонавтики Егорова признали иноагентом
«Феминистка, но по-своему»: Меркель рассказала о гендерной несправедливости в Германии
Генсеку НАТО ответили на призыв готовиться к войне в Европе
Россиянин облил горючим свою мать и малолетнего сына, а затем попытался их сжечь
Власти оценят ущерб имуществу граждан после падения БПЛА на парковке ТЦ в Твери
Все новости