На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ахмадулина при свете Маслаченко

Телекритик

Минувшая неделя в очередной раз напомнила о некрофильском характере нашего ТВ. Здесь смерть смакуют, она стала ходовым товаром, с ней обращаются по формуле Ивана Карамазова: Бога нет, и все дозволено. Особенно не везет людям подлинной культуры, о которых врут не только календари, но даже некрологи. Писателя Анатолия Гребнева, основоположника отечественного психологического кинематографа, окрестили Наумом и показали фотографию режиссера Льва Кулиджанова. Когда умер Кулиджанов, его приняли за Марлена Хуциева, к счастью, живого. Литературоведа Александра Панченко, автора блистательных историософских телециклов, вроде ни с кем не спутали, но обозвали писателем-фантастом. О смерти 96-летней Эммы Герштейн, уникального мемуариста, друга Ахматовой, Мандельштама, Петровых, и вовсе не сочли нужным сообщить…

Грани информационного бесстыдства неисчерпаемы. Умерла Белла Ахмадулина, и ее решили в день похорон помянуть в программе «Пусть говорят» вместе с ушедшим от нас накануне Владимиром Маслаченко. Полчаса говорили о высоком спорте, полчаса, с перерывом на рекламу – о высокой поэзии. В одной части студии сидели спортсмены, в другой – литераторы. Между ними метался Андрей Малахов, который, хочется верить, и сам понимал весь абсурд затеянной им тризны.

Вообще, включение поэта штучного, единичного в коловращение масс-культуры — тема отдельная. Она дается нелегко и поэту, и масс-культуре. Во весь голос означенная тема зазвучала впервые в дни всенародного празднования 60-летия Ахмадулиной. Вал программ шел навстречу расхожим представлениям о поэте. Он, вал, оставлял впечатление, будто в начале было не слово, но шляпа. Точнее, шляпы. Огромные, вычурные, назойливые, они с неизбежностью переводили юбиляра в ранг неудавшейся топ-модели. Явление поэта народу проходило по одному и тому же сценарию: шляпы крупным планом; долгие променады героини по воде и по суше; медленные, как затяжной бюджетный кризис, повороты головы. Богатый видеоряд неизменно монтировался со скороговоркой именитых ахмадулинских друзей. И только слепой не заметил: в этом оранжерейно-парниковом эффекте задыхались и умирали её же, Ахмадулиной, слова и строки.

Лучшее из того, что она тогда успела сказать городу и миру: искусство не принадлежит народу. Да и сама Белла по качеству своего дарования относится к той весьма малочисленной когорте художников, для которых быть в поэзии означает быть для немногих. Выбранные ею две путеводные звезды, Марина и Анна, указывали единственно верный путь. Она с младых ногтей по-ахматовски трагически воспринимала творчество («стихотворение – это катастрофа») и по-цветаевски безнадежно осознавала свою обреченность («Не обольщусь и языком/ Родным, его призывом млечным./ Мне безразлично, на каком/ Непонимаемой быть встречным!»).

Эту высокую ноту, тщательно выдержанную Ахмадулиной, при жизни грубо обрывали юбилейные лихорадки, а после смерти – поминальные камлания. Когда зазвучал анонс «Пусть говорят», повествующий о братской могиле в эфире для Маслаченко и Ахмадулиной, у меня оставалась одна надежда: никто из тех, кто близок Белле, не придет. Но нет, пришли и говорили. И ладно бы ограничились одним Вячеславом Зайцевым. Не только модельер, но тоже поэт («Белла сказала, что в моих стихах есть что-то от шекспировских сонетов»), взволнованно поведал о том, как дарил ей лисий полушубок из своей новой коллекции. Так ведь и просвещенный Виктор Ерофеев поспешил внести в позорный спектакль лепту в духе Малахова. Для меня, спешил он поделиться кардинальным, Ахмадулина – соединение божества и принцессы. А дальше — коротенько — о себе, гонимом советской властью. И Войнович дальше – о себе. И Кирилл Ковальджи, тоже поэт – о себе…

Ахмадулина при свете Маслаченко в рамках одной телепрограммы – сюжет поистине иезуитский. Смерть замечательного вратаря и спортивного комментатора ловко подверстали под торжества по случаю чемпионата мира по футболу в 2018-м: вот, мол, исполнилась его мечта. Но Ахмадулина вряд ли грезила о грядущем чемпионате. Могли бы её пощадить, избавить от фантастической посмертной пошлости. Так нет, не пощадили, не избавили. Уж очень приглянулась редакторам в качестве заголовка её строка: «А напоследок я скажу…»

Жаль, что не успела сказать.

Новости и материалы
«Может, на второй подъедут»: Генич раскритиковал «Спартак» за игру с «Оренбургом»
Экс-министр энергетики Украины спрогнозировала тяжелую зиму в стране
В ВШЭ заявили о влиянии искусственного интеллекта на протесты в Непале
«Газпром» в суде требует с российского филиала Linde возмещения вреда на €219 млн
СМИ узнали о подготовке США к использованию замороженных активов России
Министр обороны Британии резко обратился к России: «Мы охотимся на ваши подлодки»
Названа причина, по которой «Спартак» отказался от российского тренера
США поддержали использование ЕС замороженных активов РФ для закупки оружия Украине
Жители российского города жалуются на запах газа и ацетона на улицах
Сейсмологи сообщили о подводном землетрясении в Тихом океане у Камчатки
В Германии взорвали градирни самой мощной АЭС в стране
«Она порождает другие»: Роднина назвала самую неприятную проблему спорта в России
Сразу пять китайских производителей готовят свой аналог iPhone Air
В Госдуме предупредили о новом опасном подростковом челлендже
Чешский аналитик объяснил, зачем Зеленский требует перемирия
В минфине США оценили торговые переговоры с КНР
Королева Испании с мужем и дочерьми появилась на премии принцессы Астурийской
Глава МИД Финляндии призвала изменить «имперские расчеты» России
Все новости