На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Партия «Колорадо»:
вместе с президентами!

,
Различия между Россией и Парагваем настолько очевидны, что смешно говорить о каких-то параллелях.

В переходную эпоху длительное доминирование одной мощной, желательно консервативной политической силы намного полезнее для развития страны, чем борьба многих партий. В доказательство правильности этого постулата сторонники «Единой России» обычно ссылаются на опыт Германии и Японии, где в течение нескольких послевоенных десятилетий действительно правила одна партия — либерал-демократы в Токио и христианские демократы в Бонне. Однако мировой рекорд подобного правления принадлежит другому правоконсервативному движению: партия «Колорадо» бессменно находится у власти в Парагвае 56 лет — с 1947 года.

Различия между Россией и Парагваем настолько очевидны, что смешно говорить о каких-то параллелях. Тем не менее латиноамериканский опыт полезно проанализировать с точки зрения опасностей, которыми чревато для развития страны всевластие госаппарата в условиях социального неравенства и отсутствия демократической традиции. Потому что базовые законы функционирования неконтролируемой бюрократии не меняются, будь то страна населением пять или сто сорок миллионов человек.

Партия «Колорадо» пришла к власти после тяжелейшего экономического кризиса 1940-х годов и кровавой гражданской войны (консерваторы против либералов), в результате которой за десять месяцев погибло около 10 тысяч человек. Победа консерваторов не принесла стабильности, и за следующие шесть лет в Парагвае сменилось шесть президентов (все от партии «Колорадо»), конец хаосу положил военный переворот, который возглавил 42-летний Альфредо Стресснер. Система, основы которой он заложил, действовала на протяжении 35 лет. Стресснер провел президентские выборы, на которых с легкостью победил. Как кандидат от партии «Колорадо» он переизбирался на этот пост восемь раз, оппозиция участвовала в голосовании, но традиционно получала не более 10% голосов.

«Всему свое время. Мы развиваемся и скоро сможем позволить себе роскошь быть демократическими», — говорил президент Стресснер.

За годы правления он 122 раза объявлял чрезвычайное положение, около тысячи человек были убиты или пропали без вести, в стране было 360 тысяч политзаключенных, около 2 миллионов парагвайцев уехали за границу.

При этом формально всегда сохранялась многопартийная система, для собственной легитимизации режим спонсировал небольшие партии. Основной исторический соперник партии «Колорадо» — Либеральная партия — была разрешена в 1961 году, но раскололась на несколько фракций, которые соперничали друг с другом на проводившихся Стресснером выборах. Как только либеральным силам удалось в 1977 году мобилизовать ядро своих сторонников и основать Подлинную либеральную партию, которая отказалась от участия в опереточных выборах, она была запрещена.

Режим Стресснера держался не только на армии и репрессивном аппарате. Генерал осуществлял экономические реформы, его называли «строителем» и «перестройщиком» нации. Благодаря гигантским государственным проектам (таким, например, как строительство крупнейшей в мире ГЭС в Итайпу) в 1970-х — начале 1980-х годов установилась относительная экономическая и социальная стабильность. Поскольку режим был крайне правым и жестоко преследовал коммунистов, он пользовался поддержкой США, Германии и других стран Запада.

Однако госкапитализм привел к беспрецедентному всплеску коррупции, крупные госзаказы превратились в настоящий Клондайк для чиновников и связанных с ними бизнесменов.

Экономика Парагвая, задушенная госконтролем, казнокрадством и популистскими начинаниями, начала стремительно разрушаться.

К концу 80-х кризис перерос в политическое противостояние внутри «Колорадо». В ночь на 3 февраля 1989 года Стресснера свергли военные во главе с его ближайшим соратником, преемником и родственником генералом Андресом Родригесом, который, следуя «демократическим традициям», провел выборы и победил на них опять-таки под флагом партии «Колорадо». Родригес легализовал другие политические партии и дал стране демократические свободы.

Однако за годы демократических правительств (все от той же партии «Колорадо», которая меняла лозунги, но не выпускала жесткого контроля над политикой) стремительно росли бедность, безработица и коррупция, на долю теневиков и контрабандистов приходится пятая часть экономики, уровень невыплаты налогов составляет 73,5%.

Главная проблема, порожденная полувековой монополией на власть, — это непомерный государственный аппарат: 200 тысяч служащих, 85% которых состоят в партии «Колорадо».

~ На содержание бюрократии уходят практически все доходы государства от налогов, не оставляя практически ничего для инвестиций в экономику. При этом по уровню коррупции Парагвай занимает в мире третье место с конца, опережая только Нигерию и Бангладеш. Политической стабильности доминирование одной партии тоже не принесло: острая политическая борьба, которая принимает иногда чудовищные формы, развертывается внутри самой правящей «Колорадо». Так, в 1999 году был убит популярный вице-президент Луис-Мариа Арганья, в покушении заподозрили президента Рауля Кубаса, который бежал из страны. Пришедший ему на смену глава сената Луис Гонсалес Макки за три года у власти растерял поддержку и населения, и партии «Колорадо», а попытка провести непопулярные реформы, которые обещал финансировать МВФ, снова привела к смене руководства.

Тем не менее «Колорадо» продолжает оставаться у власти. «И будет править еще сотню лет», — обещает нынешний президент Никанор Дуарте Фрутос, избранный на этот пост весной 2003 года. Он утверждает, что с его приходом «начинается период эффективности» в стране, однако отвергает неолиберализм и приватизацию: «Не отдадим ни пяди национального достояния». Сегодня партия «Колорадо» обещает борьбу с коррупцией и безнаказанностью, восстановление веры в госучреждения, создание новой экономической системы, основанной на агроиндустриализации. «Все знают, что в этой стране есть начальники, которые получают в свой карман чемоданы с деньгами, которые предназначены для государственной казны. При моем правительстве с этим будет покончено». Среди лозунгов президента — «Государство должно поддерживать социальное равенство, бороться с привилегиями. Необходимо покончить с неолиберальным государством, которое возносит мир спекуляции».

91-летний экс-диктатор Альфредо Стресснер проживает в бразильской столице, получив там политическое убежище. «При Стресснере не было свободы слова, но была еда», — говорят многие в Парагвае, проклиная «демократов».

Андрей Злобин, «Время новостей»; Федор Лукьянов, «Россия в глобальной политике» — специально для «Газеты.Ru-Комментарии»

Новости и материалы
Польше могут передать истребители Typhoon для охраны неба
Воры проникли в комнату пенсионера в петербургской коммуналке и украли икону 19-го века
В Курской области беспилотник ВСУ повредил здание администрации одного района
На складе в Подмосковье ликвидировали открытый огонь
В Воронежской области пять дней ищут пропавшую при перевозке собаку Шуру
Жена пропавшего в Босфоре российского пловца нашла виновных
Пожарные приехали на вызов, чтобы достать застрявшую на дереве ящерицу
Клиентам Таврического банка начали выплачивать страховое возмещение
На видео попало, как автомобили ушли под воду в Дагестане
Польский МИД вызвал российского дипломата из-за инцидента с дронами
Экс-заместитель Ермака уехал в Австрию после обысков в Германии
Алаудинов поддержал обвиненного в махинациях с помощью для СВО кавалера орденов «Ахмат»
В семье американца впервые за 108 лет родится девочка
Мужчина в военной форме напал с ножом на французский лицей
Из тюрем Непала сбежали свыше 13,5 тысячи заключенных
Во Франции задержали более 300 человек на акциях протеста
Собаки способны «читать» наши эмоции, подтвердили ученые
Вышедший по УДО Емельяненко может вернуться в спорт
Все новости