На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

На гражданской войне

Эффектность и эффективность современного терроризма в том, что это война правительств и террористов, в которой граждане используются в качестве демонстрационных туш.

Новый крупнейший теракт в Испании ставит вопрос ребром. После нескольких лет напряженной и, как казалось, достаточно успешной борьбы с баскским терроризмом один день вдруг все свел на нет. Враг продемонстрировал, что все это тщетно. Только это он и собирался наглядно продемонстрировать. Убив 160 человек.

Итак, все правительства всех сильнейших стран практически изо дня в день наращивают усилия по борьбе с тем злом, которое мы так привычно именуем терроризмом. Переписываются законы, создаются и наращиваются спецслужбы, прослушиваются телефоны, пухнут компьютерные базы данных. Антитеррористические бюджеты уже вообще никто не считает. Даже настоящие войны теперь оказываются лишь эпизодами этой всемирной борьбы с невидимым врагом.

И чем выше и больше этих усилий, чем решительнее антитеррористические речи политиков, чем больше собирают они дивидендов от своей решительности, тем эффективнее и эффектнее оказывается каждый следующий ответный удар.

Причем очевидно, что сама эта эффектность и эффективность завораживает террористов, подстегивая к новым демонстративным убийствам людей, против которых они, в сущности, не имеют ничего особенного.

Формальные цели у террористов разные. У чеченских одни, у арабских другие, у баскских третьи, у исламских четвертые. Они не вступают в торг в отношении этих целей. Они лишь всякий раз демонстрируют, что правительства, с которыми они ведут эту кровавую полемику, не могут защитить своих граждан. И потому уязвимы и не всемогущи. Правительства в ответ увеличивают бюджеты, создают службы и твердо объявляют о том, что еще немного поднапрячься — и... Но тут раздается новое эффектное опровержение. Правительства проигрывают.

Доктрина «никаких уступок террористам, никакого торга», доктрина, выработанная в 70–80-е, не работает. Терроризм нашел противоядие этой, как казалось, почти неопровержимой концепции. И это необходимо признать.

Нет, речь отнюдь не о том, чтобы вступать теперь с ними в торг. Вряд ли это поможет и вообще возможно, пока у террористов на руках остается неопровержимое оружие. Оружие, против которого не найдено средств. Но это необходимо признать. Как и то, что постоянно наращивающие свои усилия спецслужбы также оказываются по меньшей мере недостаточным средством.

Необходимо, кажется, понять, что противоядие находится не здесь. Что борьба с терроризмом — это борьба интеллекта и эмоций. Это обмен посланиями, имеющими столь зверскую форму. И мы должны найти способ ответить террористам. Противопоставить их слову свое слово.

Эффектность и эффективность современного терроризма заключается в том, что сегодня это война правительств и террористов, в которой граждане используются в качестве демонстрационных туш. Одни их пытаются защитить, другие наглядно разделывают на куски. Чтобы знали, что никто их не защищает и не защитит. Сами граждане здесь — обыкновенное пушечное мясо. Безмолвный аргумент в руках обеих сторон.

~ Быть может, отвечать должны террористам не правительства, не вечные генералы спецслужб и политики, приватизирующие наш страх и превращающие его в бюджеты и электоральные победы, а сами граждане? Но как найти форму этого ответа? Что это должно быть, чтобы механизм этой зверской полемики, найденный террористами, был сломан? Чтобы граждане перестали быть заложниками, перебрасываемым с одной стороны на другую мячом?

Быть может, это массовые похороны жертв терактов, перерастающие в манифестации? Конечно, это опасно. Но ведь опасно уже постепенно становится все — ехать в метро или в поезде, пойти на концерт или дискотеку. Смысл такой манифестации, направленной не против правительств, а против именно террористов, заключался бы в том, чтобы сказать им: это война не с правительствами и спецслужбами, которым вы хотите что-то доказать, а с нами, которых вы для этого убиваете! Смысл этой манифестации мог бы быть в том, что она оказывается событием более эффектным и значительным, чем взрыв, искореженные поезда и обрывки тел.

Может быть, можно придумать какую-то другую форму. Но надо понимать, что это война не «их», а наша. Это война гражданская. И это, прежде всего, война эмоций. Война духа, если угодно. Они крепки духом нас убивать. Нам ничего не остается, как искать свой, именно свой ответ.

Новости и материалы
В четырех аэропортах отменили временные ограничения
В Европе назвали возможного кандидата на пост президента Украины
Россияне рассказали, какую зарплату они хотят получать в 2026 году
Россия пытается добиться освобождения сотен политзаключенных на Украине
Россиянам рассказали, в каких новогодних блюдах искать магний и витамины B
В Пулково скорректировали временные ограничения
Российские военные отрезали пути отхода остаткам ВСУ из Северска
Обломки БПЛА повредили несколько домов на Кубани
Россиянам дали советы, как выбрать технику, которая не сломается через год
Аэропорты Грозного и Пскова временно прекратили работу
В США произошла стрельба в университете
Названа дата прощания с послом России в КНДР
На Западе заявили о «зашкаливающей глупости» Каллас
Россиянам напомнили о праве взыскать компенсацию из-за увольнения под давлением
Лавров указал на опасные тенденции наращивания военного потенциала на Балканах
Россиянкам назвали размер пособия по беременности в 2026 году
В краснодарском поселке упали обломки БПЛА
Посланник Трампа заявил об «импульсе» для освобождения еще 1 тыс. заключенных в Белоруссии
Все новости