На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Ставка на мускулы

Свою основную задачу после гибели Кадырова Кремль видит в том, чтобы сохранить контроль над «кадыровской армией» — главным ресурсом «мирного урегулирования».

Кадыровская эпоха чеченского замирения закончилась одним из двух возможных способов. Изначально она могла кончиться либо полной победой президента Чечни и его клана, либо трагедией. Третьего было не дано в той ситуации, когда в республику с по-прежнему высоким накалом внутренних противоречий и неконтролируемо большим количеством оружия был водворен лидер, обличенный неограниченной ответственностью за всех и за все. Причем, заметим, неограниченной у Ахмада Кадырова была именно ответственность, а не власть.

Несмотря на многочисленные заверения Кремля, что «за Чечню теперь отвечают сами чеченцы», президент Чечни полностью зависел от Центра в таком, например, болезненном вопросе, как выплаты компенсаций за разрушенное жилье (их хотели бы получить около 50 тысяч семей, но реально в Чечню при Кадырове перечислили деньги не более чем на 5 тысяч). И проект создания чеченской нефтяной компании, который позволил бы не просто выкачивать из республики нефть, но и вкладывать вырученные деньги в развитие промышленной инфраструктуры и создание рабочих мест, остался при Кадырове лишь проектом.

Все это наряду с предполагаемой причастностью службы безопасности Кадырова к массовым исчезновениям жителей Чечни и создало ту критическую массу, которая «сдетонировала» на стадионе 9 мая. А на протяжении всего правления Кадырова указанные обстоятельства обеспечивали сохранение численности боевиков не ниже «необходимого» минимума.

Нам не дано знать, были ли заранее сделаны некие «заготовки» на случай гибели Кадырова. Состоявшиеся после 9 мая в Чечне кадровые назначения как будто говорят о том, что «кадыровцы», несмотря на гибель патрона, продолжают укрепляться. Пост вице-премьера получил не только сын Кадырова, но и верный «оруженосец» покойного президента, бывший начальник его предвыборного штаба Таус Джабраилов. Однако на самом деле на данный момент это означает лишь одно: премьер Чечни Сергей Абрамов, оказавшийся заложником в совершенно чужой и малопонятной игре (раньше отвечал в основном за «проводки» в республику бюджетных средств, теперь вроде как отвечает за все), вынужден опираться на тех, кто имеет на данный момент влияние.

Однако в укреплении кадыровского клана изначально большую роль играла силовая составляющая, и новый виток борьбы «кадыровцев» за власть таит в себе риск возобновления в Чечне гражданской войны.

Пока не известно, будут ли участвовать в новых президентских выборах «голуби мира», снявшиеся или снятые с выборов этой осенью, — Хусейн Джабраилов, Малик Сайдуллаев, Асланбек Аслаханов. Памятуя осенние события, они вряд ли ввяжутся в новую борьбу, не получив гарантий со стороны Кремля. Возможно появление в списке соискателей и Беслана Гантамирова. Он сохранил в Чечне значительную группу поддержки, однако сам после увольнения с поста министра информации находится не у дел. При этом федералы со счетов его, видимо, не сбрасывают. По нашим данным, еще осенью, сразу после президентских выборов, высокопоставленные чиновники администрации президента РФ интересовались трудоустройством Гантамирова, который тогда заявил, что хочет работать в Чечне, однако не видит шанса сработаться с Кадыровым.

Впрочем, у всех перечисленных фигур есть один недостаток, делающих их в чем-то похожими на российских демократических лидеров: они слишком долго на виду и вряд ли способны «удивить» чем-либо избирателей и тем самым мобилизовать их в свою поддержку.

В этом плане предпочтительнее выглядят руководители, в последние месяцы неплохо зарекомендовавшие себя в «машинном отделении» Чечни. Такие, например, как заместитель председателя правительства Чечни Мовсар Хамидов. Вице-премьер с эфэсбэшным прошлым, Хамидов не только курировал министерства силового блока, но и возглавлял комиссию, обнаружившую колоссальные злоупотребления в работе чиновников, ответственных за выплаты компенсаций. Правда, победа одной из таких «рабочих лошадок» возможна только при активной поддержке Кремля — собственных ресурсов в республике у них маловато.

Победа же одного из «твердых кадыровцев» возможна и без активного федерального вмешательства — за счет «мускулов», нарощенных при покойном президенте. И, делая свой выбор, Кремль неминуемо столкнется с соблазном скрыться за этими «мускулами».

~Впрочем, два последствия взрыва 9 мая бесспорны при любом дальнейшем развитии событий. Во-первых, как бы кому ни хотелось обратного, Чечня вновь надолго выйдет на первые полосы российских газет и в первые строки теленовостей. Во-вторых, экономические проблемы республики, требующие скорейшего решения — в том числе уже упомянутая проблема распределения нефтяных доходов, вряд ли будут в ближайшие месяцы решены. Любой шаг в этом направлении чреват новыми конфликтами, а создавать сегодня в Чечне дополнительные риски никто не захочет.

Автор — редактор по Северному Кавказу ИА REGNUM, специально для «RusTopNews.Ru-Комментарии».

Новости и материалы
Загорелся авиационный центр в США, где якобы находятся обломки НЛО
50-летняя Рудковская пришла на ужин в бархатном платье с разрезом
ТНТ показал фильм с Долиной на фоне скандала с квартирой
Три российских аэропорта приостановили работу
Россиянам в ноутбуке обязательно нужны шторка камеры, Type-C и много портов
Ксения Бородина показала интерьер гостиной в панорамной квартире
Трамп рассказал, когда удастся урегулировать украинский кризис
Трамп заявил, что Зеленскому следует быть реалистом
Ведущий «Модного приговора» объяснил, как носить чепчики зимой
Арестован экс-президент Боливии
Зеленский сделал заявление о выборах на Украине
Памела Андерсон впервые о романе с Нисоном: «Провели неделю вместе»
Трамп высказался о коррупции на Украине
«Происходит много интересного»: Трампа спросили про прогресс по Украине
Россиянам объяснили, почему шампанское и другой алкоголь не стоит хранить на балконе
Вашингтон намерен добиться от МУС неприкосновенности Трампа
Девушка Венсана Касселя о начале их отношений: «Танцевали всю ночь»
Трамп рассказал о жестком разговоре с лидерами «евротройки»
Все новости