На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Нелиберальная и не империя

Какова цель российской политики — федеративная Грузия? суверенная Южная Осетия? сохранение нынешнего «ни мира, ни войны»? с какой целью?

На протяжении последнего года Россия занималась все больше своими внутренними проблемами. «Дело ЮКОСа», парламентские и президентские выборы полностью поглотили внимание Кремля, сошло на нет и противостояние вокруг Ирака, заставлявшее страну волей-неволей задумываться о собственном месте в мире. В результате, как показывает конфликт вокруг Южной Осетии, всякие зародыши намечавшихся было стратегических схем утрачены, и Москва вновь реагирует на происходящее вокруг, руководствуясь исключительно инстинктами.

На южной границе России вот-вот вспыхнет война, затушенная было еще десять лет назад. Кто будет в этом виноват — обсуждать уже почти бессмысленно. Важно, что Россия ситуацию в Южной Осетии явно проигрывает.

Дальнейшее развитие событий — если война все-таки начнется — предсказать довольно просто: таких проигрышей у Москвы было много, и все — по одному сценарию. Попытка отстоять свои традиционные интересы или сферу влияния; противник проявляет жесткость; Кремль позволяет втянуть себя в игру на обострение, оказывается зажатым в угол негибкостью собственной риторики — и, в конце концов, в самый последний момент отступает с потерей лица, оказавшись не готовым (слава Богу!) подкрепить слова делом. В данной ситуации Кремль очевидно не готов переступить последнюю черту и оказать Цхинвалу полномасштабную помощь в случае грузинской атаки. А без этого все заявления Сергея Иванова лишь беззубый блеф бывшей империи.

Ситуация лишь еще раз свидетельствует, что у страны нет никакого проактивного плана действий в «ближнем зарубежье». За последние годы в Москве было сформулировано несколько вполне жизнеспособных подходов к позиционированию страны на пост-советском пространстве.

Была кремлевская концепция начального этапа глобальной войны с терроризмом и расцвета дружбы с республиканским Вашингтоном, когда Москва претендовала на роль носителя порядка в неспокойных уголках СНГ.

Ссылаясь на слабость окрестных режимов и пример США, Россия пыталась зарезервировать за собой, хотя бы на принципиальном уровне, право игнорировать или существенно ограничивать суверенитет сопредельных территорий, если этого требует борьба с терроризмом. Наиболее успешно эта риторическая конструкция использовалась в отношениях со старой Грузией, с ее пожилым, слабым президентом. Неспособностью контролировать свои границы и очевидным присутствием незаконных вооруженных формирований, ведущих партизанскую войну против России. Российские штурмовики тогда едва ли не ежедневно залетали в подозрительные грузинские ущелья, а военные открыто обещали, «если потребуется, нанести удар», и им верилось.

Из той же серии была и недооцененная, осмеянная, но потенциально крайне перспективная концепция «либеральной империи» Анатолия Чубайса.

Суть концепции сводилась, в общем-то, к тому же - к присвоению Россией себя права наводить порядок в окрестных государствах; только в данном случае основание для ограничения соседского суверенитета были соображения идеологические. По Чубайсу, Россия заметно обогнала соседей (особенно южных и азиатских) на пути демократического прогресса, а потому вместо консервации дружественных диктатур должна подталкивать эти страны к либеральным реформам. Орудием воздействия в данном случае должны были стать не вооруженные силы, а российские экономические агенты. Действуя свободно и в собственных интересах (осваивая новые рынки) они должны были - просто в силу несопоставимости доступных капиталов - занять стратегические позиции в соседних странах, развивая там рыночную экономику, а значит, и подталкивать общество к демократии. Главным примером успешного плацдарма для реализации этой концепции оказалась все та же Грузия - на этот раз в силу стратегических приобретений, совершенных там руководимым Анатолием Чубайсом РАО ЕЭС.

~Однако ни та, ни другая концепции так и не дошли до стадии последовательной реализации; более того, не исключено, что именно их постулирование, не подкрепленное реальными действиями, подстегнуло активность США на юго-западных границах России. Сейчас, однако, российская политика в Закавказье скатилась до одноходовости. Вы так? А мы тогда так! Зачем, почему - дать своим действиям какое-то идеологическое обоснование Москва даже не пытается.

Какова цель российской политики - федеративная Грузия? Суверенная Южная Осетия? Сохранение нынешнего «ни мира, ни войны» - с какой целью?

Успешно отстаивать такую аморфную позицию конечно, невозможно: не сформулировав стратегического плана своей закавказской политики, Москва обрекла себя на вытеснение из этого региона.

Новости и материалы
43-летняя Наталья Подольская показала фигуру в облегающем комбинезоне
Лазарева назвала неочевидную замену запретам для детей
Фанаты недовольны назначением экс-тренера «Спартака» Станковича в «Црвену Звезду»
Метель погребла под снегом десятки машин на трассе в Энгельсе
Мерц обвинил Путина в намерении восстановить СССР
Автомобиль с москвичом перевернулся на дороге, на месте скорая
Госдума РФ рассмотрит проект о слежке за экс-заключенными по умным камерам
Петербуржец ударил знакомого табуреткой по голове и сбежал с его телефоном
ТАСС узнал о шансах России вернуть свою собственность в Иерусалиме
Стало известно, когда в Пензенской области возобновят движение поездов
Экс-возлюбленная Тимати снялась в платье с вырезом на спине
Более 330 тыс. абонентов в Херсонской области остались без света из-за удара ВСУ
Названа сумма ущерба от масштабного пожара в ЖК в Гонконге
Крыша упала на автомобиль с саратовцем
В Госдуме назвали «жестом отчаяния» удары БПЛА ВСУ по России
Самбурская рассказала, что помогает ей сохранить стройность
Певцов предложил наказание для тех, кто «плюет» на свою страну
Губернатор Псковской области сообщил об отмене плана «Ковер»
Все новости