На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Последний довод короля

Что ждет в XXI веке государства, которые, обладая формальными атрибутами суверенитета и декорируясь демократическими процедурами, на самом деле не способны обеспечить своим гражданам ни личной безопасности, ни элементарных условий жизни?

Известие о том, что 83-летний король Нородом Сианук попросил камбоджийский народ принять его отречение от престола, взволновало за пределами региона немногих. Камбоджа давно перестала вызывать интерес у мирового сообщества. На фоне достаточно успешно развивающихся соседей — Вьетнама, Таиланда, Лаоса, не говоря уже о Малайзии и Китае, — древнее королевство кхмеров являет собой классический пример падающего государства, находящегося в полном тупике.

Судьба подобных стран обсуждается сегодня на бесконечных форумах и международных конференциях, посвященных проблемам развития. Но на практике великие державы обращают к ним свой взгляд только в двух случаях. Либо когда они обладают стратегически важными ресурсами, либо же когда оттуда исходит реальная опасность — гуманитарная катастрофа, грозящая массовыми потоками беженцев, или угроза использования их территории международными террористами. К Камбодже ни то, ни другое, ни третье, по большому счету, не относится. Поэтому она представляет собой, в каком-то смысле, чистый эксперимент.

Может ли состояться государство, образовавшееся в результате распада империи, пережившее все катаклизмы постколониальной эпохи, глубоко перепаханное идеологическим противостоянием «холодной войны» и не получающее сколько-нибудь серьезной поддержки со стороны?

Сианук — уникальная фигура, олицетворяющая новейшую историю не только своей страны, но и немалой части Третьего мира, попавшего в политические жернова второй половины XX века. Ему было 18 лет, когда в 1941 году вишистское правительство Франции возвело его на престол. В мире веяли ветры перемен, и юный монарх, вместо того чтобы быть послушным исполнителем воли европейских хозяев, начинает гнуть свою линию. В 1952-м противостояние с Парижем переходит в острую фазу, король проявляет себя весьма изворотливым политиком. Он удачно выбрал момент: Франция увязла во вьетнамской войне, и ей не до Пномпеня. В 1953 году Франция признает независимость Камбоджи, и Сианук превращается в обожаемого «отца нации». Положение верховного арбитра монарха не устраивает, он с головой погружается в бурную политику молодого государства, добиваясь расширения собственных полномочий. На протяжении 60-х годов Сианук умело маневрирует между интересами Москвы и Вашингтона, которые борются за влияние в регионе. Король жестоко подавляет оппозицию, в том числе леваков-маоистов под предводительством Пол Пота. Камбоджа сохраняет формальный нейтралитет во время вьетнамской войны, однако в 1969 году Сианук заключил секретный пакт с вьетнамскими коммунистами, закрывая глаза на то, что «тропа Хошимина» проходит через его территорию. Альянс с Ханоем дорого обошелся Камбодже: пытаясь уничтожить пути снабжения вьетконговцев, американцы развязали минную войну. По числу жертв противопехотных мин на душу населения камбоджийцы до сих пор занимают первое место.

В 1970 году, во время визита в Москву, король узнает о военном перевороте на родине, который возглавил генерал Лон Нол. Главные враги диктатора — полпотовцы, и Сианук ничтоже сумняшеся встает на сторону недавних противников. Однако надежда короля использовать красных кхмеров для возвращения к власти не оправдалась, зато Пол Пот при помощи монарха добился легитимации своего режима. Фактически Сианук стал узником в собственном дворце, пятеро из его детей и 14 внуков были уничтожены красными кхмерами, как и более полутора миллионов их соотечественников, ставших жертвами одной из самых жутких диктатур в истории. Сам Сианук уехал в Пекин, но вернулся после того, как в 1979 году режим Пол Пота был низложен вошедшими в страну вьетнамскими войсками. Парадоксальным образом он вновь оказался в стане красных кхмеров, которые еще 12 лет вели кровавую партизанскую войну против поддерживаемого Ханоем правительства Хун Сена, тоже бывшего соратника Пол Пота.

<1>После крушения коммунизма страной, измученной войной и жестокостью, занялась ООН. Сложный план урегулирования, призванный примирить все конфликтующие стороны, увенчался возвращением Сианука на престол в 1993 году. Короля, не раз менявшего союзников и друзей, провозгласили символом национального единения. В стране периодически вспыхивают волны насилия, прошлогодние выборы вылились в настоящую войну различных политических группировок. Кстати, исход голосования привел к тому, что в парламенте создался клинч: противостоящие фракции не способны ни о чем договориться.

Сам Нородом Сианук давно болен и не раз грозил уйти. Многие в Камбодже надеются, что король снова, как уже бывало раньше, все-таки останется. Престарелый монарх, циничный и амбициозный политик, несущий немалую ответственность за беды своей страны, — единственный субъект национальной политики, который, как бы к нему ни относились, обладает признанной легитимностью.

Хилый стержень камбоджийской государственности просто нечем заменить, его исчезновение грозит обрушить всю конструкцию.

Современная история Камбоджи — это трагедия малой страны, которая была насильственно вырвана из естественного цикла своего развития и стала невольной участницей политических катаклизмов эпохи глобальной конфронтации. Что ждет в XXI веке государства, которые, обладая всеми формальными атрибутами суверенитета и даже декорируясь демократическими процедурами, на самом деле не способны обеспечить своим гражданам ни личной безопасности, ни элементарных условий жизни? Должен ли кто-то — ООН, США, великие державы, бывшая метрополия или успешные соседи — взять на себя ответственность за народы, по сути, не способные к самостоятельному существованию и нуждающиеся в опеке? К сожалению, Камбоджа — далеко не единственный пример такого рода. И чем дальше отрывается в развитии благополучная часть человечества, тем более тяжелым и опасным балластом будет становиться его другая часть, некогда вовлеченная в чужую для них большую политику, но затем брошенная на произвол судьбы.

Автор — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», для «RusTopNews.Ru-Комментарии»

Новости и материалы
В Совфеде нашли украинский след в инциденте со сбитыми беспилотниками в Польше
В России создали мощное безопасное обезболивающее нового поколения
В правительстве РФ заявили, что готовы принять американских туристов
В сети обсудили внешность жены Дениса Клявера: «Аристократка»
Стало известно, куда Агата Муцениеце переехала после свадьбы с Дрангой
«Если нанес травмы, то это тюрьма»: Губерниев о деле Смолова
Стало известно о пострадавших в результате атаки дронов в Белгородской области
В Подмосковье вспыхнул сильный пожар на складе
Плейбой Чарли Шин соблюдает целибат уже почти 10 лет: «Воспринял как передышку»
В Британии прокомментировали желание ЕС бороться с Россией
Пропалестинские протестующие назвали Трампа Гитлером
Ремешок Apple для ношения iPhone через плечо оценили в 5000 рублей
В США заявили о готовности к сотрудничеству с РФ после урегулирования конфликта на Украине
Путин поздравил Долину и отметил ее самобытный талант
Астрономы показали снимки полярного сияния на Марсе
Вице-президент США рассказал о планах по урегулированию на Украине
44-летняя Ким Кардашьян снялась в шелковом белье
В США рассказали о мнении Трампа по экономической изоляции России
Все новости