На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Спасти рядового зэка

В Ставрополе президенту снова предложат провести амнистию по экономическим преступлениям

Если по итогам заседания Совета по правам человека в Ставрополе позитивно решится судьба хотя бы одного человека — уже хорошо.

Жил-был бедный студент Ваня Белоусов. Учился в Московском университете путей сообщения. Как и многие его ровесники (а было ему в роковой момент, в 2007 году, 20 лет), пытался самоидентифицироваться – ходил по разным митингам и политическим тусовкам, желая понять, к кому примкнуть. Перед Новым годом, 27 декабря, черт его занес на Манежную площадь, по охотнорядным магазинам – ну и праздник на носу, и на день рождения он ехал. Сделал свое дело, зашел в метро, приложив к валидатору (это терминал на турникете) свой именной проездной документ – именные проездные есть у всех московских студентов. Это его и сгубило. Через год он был арестован и приговорен к 6 годам лишения свободы, которые он и поныне отбывает в колонии Краснодарского края.

Статья странная – 213 УК «Хулиганство». Почему, не знает никто – может быть, разве что судья. Дело в том, что часа через полтора после случайного визита студента Вани Белоусова на Манежную некто неустановленный взорвал под фонарем белый пластиковый пакет. Никто не пострадал, но, конечно, нехорошо: Кремль в ста метрах, Лубянка наискосок и все такое. Ваня в это время беззаботно пьянствовал на «Площади Ильича». И кого это волнует? Никого, разумеется.

Вани не было на Манежной в момент взрыва – а кто конкретно взорвал пакет, так и осталось неизвестным. Следствию нужно было найти обвиняемого, и оно его нашло – проверяли всех, кто ходил и выходил из метро, причем конкретно по именным билетам – так проще. Ведь неименных не установишь, чего париться-то. Искали молодого, именного, без связей, желательно с националистическим подтекстом – а Ваня, на свою беду, интересовался и националистами, ибо искал себя, как и было сказано. В общем, идеальная жертва.

Доказательств причастности студента Вани Белоусова к конкретному взрыву как не было, так и нет. То есть вообще ничего. Ну и ладно.

Это редкое дело – даже по нынешним временам. Чтобы взять просто так и без единой зацепки засадить по проездному билету – такое все-таки бывает нечасто.

И это дело ляжет на стол президента. Мне Ваня Белоусов никто, не знаю, как он выглядит, не знакома ни с одним его родственником, просто довольно случайно видела его дело. Как и член президентского Совета по правам человека Ирина Ясина – она поехала в Ставрополь именно с делом Вани. «Сама суть этого события не только в том, что на совете поднимаются колоссальные задачи – например, реформа МВД, – но это еще и в позитивном смысле византийская возможность помочь конкретным людям», — сказала мне перед отлетом Ирина Ясина.

Ваню Белоусова осудил Тверской суд Москвы – тот же самый суд, что принимал активное участие в умучивании Сергея Магнитского. И не только его. О «деле Магнитского» будет докладывать президенту рабочая группа, которая несколько лет занималась расследованием трагедии. Например, Елена Панфилова, директор московского отделения Transparency International, полетела в Ставрополь с двумя документами: это исследование причинно-следственных связей в возникновении самого «дела Магнитского» и с антикоррупционной экспертизой закона «О полиции».

Тамара Морщакова поднимает вопрос об амнистии «экономическим» осужденным. Скажу как на духу: при всем моем глубочайшем почтении к Тамаре Георгиевне и при безусловном признании срочной необходимости амнистии, лично мне эта идея не глянется. Ну, то есть если не делать вовсе ничего – тогда уж лучше амнистия. А всех, кто этой идее активно сопротивляется, используя служебное положение (это я на Павла Крашенинникова намекаю, главу профильного комитета Госдумы), – отдавать под суд за явное и очевидное мошенничество. В особо крупном размере. Ибо

ущерб от бизнес-посадок несоизмерим вообще ни с чем, разве что с удвоенным ВВП.

Но амнистия – дело хорошее, однако несправедливое. Во-первых, под нее попадут и «чистые», и «нечистые» бизнесмены (что простительно, лучше дать людям шанс, чем не дать). Потом, амнистия не предполагает реабилитации – а бизнесу нужна именно она, уж позвольте в этом вопросе высказаться в качестве краеведа. Вот я лично не хочу, чтобы моего мужа-бизнесмена амнистировали, этого не хочет и он. Мы оба требуем другого – и, поверьте, рано или поздно добьемся – а именно пересмотра дела. И, соответственно, полного оправдания. А также – что самое, самое-самое важное – возможности законного преследования следователей и судей, с полным осознанием происходящего вершивших неправое дело. А это неизбежно, вопрос только во времени. Хотелось бы пораньше – но можно и попозже, и это уже не наша проблема, а проблема власти. Потому что

бизнес начнет выходить из тюрем, причем массово, как раз в 2012 году: сажать-то массово начали с 2004-го, а пик пришелся на 2008–2009 годы.

А дальше – как в известном анекдоте про слона и двух бизнесменов: один купил у другого слона, а потом жалуется, что он большой и неуправляемый. Бизнесмен-продавец отвечает на жалобы: с таким настроением ты слона не продашь. Так вот – с таким настроением любая победа любой власти на любых выборах будет крайне сомнительной, ведь будут выходить молодые, умные, способные люди, вовсе не настроенные к конструктивному сотрудничеству с ментовской властью и клептократией.

Нужен массовый пересмотр заказных экономических дел с последующим наказанием виновных. Отличить заказное дело от незаказного проще простого. В заказном присутствует, по крайней мере, один из двух признаков или сразу оба: отсутствие заявления потерпевшего и отсутствие материального ущерба.

Насколько я знаю, Тамара Морщакова привезла в Ставрополь целую папку с описанием именно таких дел.

Но уж если говорить совсем честно, то если по итогам совещания в Ставрополе позитивно решится судьба хотя бы одного Вани Белоусова, не имеющего никакого отношения к экономической преступности, – уже хорошо. Главное, взяться потом за Тверской суд и за следствие, так ловко укатавших Ваню.

А вот чего действительно жаль, так это самого важного доклада – Эмиля Паина о проблемах Кавказа и межнациональных отношений. Эмиль Паин – умный человек, хороший и глубокий докладчик, а Ставрополь – очень правильное место для доклада на подобную тему. Однако я уверена, что главный докладчик не будет услышан. Ибо – увы – есть сегодня вещи поважнее межнациональных отношений…

Новости и материалы
Лыжник Коростелев рассказал об атмосфере на Кубке мира
Жителей Кубани предупредили об угрозе падения БПЛА
Силовики начали выпускать гостей вечеринки moloko plus из бара
Белоусов вручил звезду Героя России оператору FPV-дрона с позывным «Филин»
Россия установила исторический рекорд по золотым медалям на чемпионате мира по боксу
В Европе предрекли скорое освобождение Одессы российскими военными
Коростелев о 52-м месте на Кубке мира: я не спринтер
В Киеве зрители остались без света на концерте Макса Барских
Белоруссия готова экспортировать удобрения, используя любые порты
42-летняя звезда «Универа» в мини-платье с голой спиной снялась на отдыхе в Дубае
Экс-ведущая «Ревизорро» в бикини снялась в ванне с пеной
Сердюков о травле младшей дочери Бородиной: «Выставили ребенка идиотом»
Военкоры предложили Белоусову усовершенствовать соцподдержку участников СВО
Дочь теннисиста Кафельникова снялась в платье с глубоким декольте
Лукашенко предостерег США от повторения Вьетнама в Венесуэле
Сафонов выйдет в стартовом составе «ПСЖ» на матч чемпионата Франции
В суде Тимура Иванова назвали фактическим владельцем трех компаний
Умер лев, раненный осколками при налете БПЛА на Васильевский зоопарк
Все новости