На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

И вечности мало

Почему пожизненное президентство не делает страну стабильнее

Пока в России проходили праймериз «Единой России», на референдуме в Таджикистане изменяли Конституцию — теперь президент Рахмон сможет править пожизненно. Почти во всех странах бывшего СССР, кроме балтийских, сегодня существуют проблемы с транзитом власти. В одних президенты правят вечно, в других — не утихают «майданы» и революции. И то, и другое — свидетельство незрелости политической культуры. И в том, и в другом случае государство находится под угрозой.

По итогам референдума в Таджикистане, по сути, установлена монархическая форма правления. Эмомали Рахмон, который бессменно правит страной с 1992 года (тогда он еще был Рахмоновым) и уже неоднократно менял Конституцию под себя, теперь официально может переизбираться пожизненно. Специально для него в статью 65 Конституции внесено исключение, позволяющее «лидеру нации» (это его официальный статус) выдвигать свою кандидатуру неограниченное количество раз.

Кстати, статусом «лидер нации» в России в 2008 году предлагали официально наделить и Путина, когда он по действующей Конституции не мог идти на президентские выборы третий раз подряд. Но Путину, очевидно, такая «регалия» все же претила, и дальше идей предложение не пошло…

Другая поправка в статью 65 таджикской Конституции снизила возраст кандидатов в президенты — с 35 до 30 лет. Таким образом, старший сын президента Рустам Эмомали сможет участвовать в следующих президентских выборах в 2020 году (к тому времени ему исполнится 33 года), если сам президент Рахмон по состоянию здоровья больше не сможет баллотироваться.

Референдум в Таджикистане — очередное доказательство больших проблем у постсоветских государств с транзитом власти.

Смена главы государства практически для всех бывших советских республик - либо потрясение основ с кровью и утратой управляемости, либо она пока не происходила вовсе с момента распада СССР.

Как в том же Таджикистане, где до прихода к власти Рахмона в результате гражданской войны было фактическое безвластие, или Казахстане с Узбекистаном, где до сих пор продолжают править последние советские руководители Назарбаев и Каримов.

За исключением стран Балтии, где руководство страны спокойно можно поменять на выборах, а президенты приходят и уходят практически незаметно для населения, мы пока знаем только два варианта транзита власти в бывших советских республиках.

Первый вариант — пожизненные президентства. По сути персоналистские автократии без очевидных преемников и ясных способов передачи власти существуют в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане и Туркмении. В последней один пожизненный президент умер, а страну в результате подковерных интриг возглавил его личный стоматолог, посадивший часть бывшего ближайшего окружения и создавший свой культ личности вместо культа личности бывшего президента.

Второй вариант — смена власти в результате периодических революций или их угрозы (Украина, Грузия, Киргизия, Армения, в которой каждые выборы президента неизменно сопровождаются долгими массовыми акциями протеста).

Есть еще вариант одной из беднейших стран постсоветского пространства Молдавии — парламентская республика, где президент избирается парламентом и очень слаб, а сама страна плохо управляема, ибо ни у кого в парламенте давно нет устойчивого большинства.

Такие проблемы со сменой власти — прямое следствие отсутствия политических свобод и нормальной политической конкуренции, а также зачастую использования власти для личного обогащения. Причем угроза силовой смены режима в такой ситуации не уменьшается, а лишь возрастает. Это показывают и недавние волнения в Казахстане после принятия закона о передаче земли в аренду иностранцам. Причем в Казахстане вроде бы не все так плохо с экономикой, как, например, на Украине, а Назарбаев имеет рейтинг даже выше путинского.

Проблема в том, что для «лидеров нации» в постсоветских республиках самой важной целью становится удержание власти любой ценой, а не полноценное развитие страны.

Поскольку развитых институтов государства нет, прежде всего сами руководители и их окружение реально боятся ухода первого лица, опасаясь репрессий преемников и отъема собственности. Отсюда — жизнь в постоянном предчувствии «майдана». Кстати, здесь в определенном смысле Россия и Украина похожи: просто для Украины это реальная угроза, которая периодически воплощается в жизнь, а для России — главная политическая пугалка, а заодно причина (или псевдопричина) многих решений и законов, убивающих социальную и политическую конкуренцию, что в конечном итоге и приводит к проблемам со сменой власти.

Отсутствие нормальных механизмов передачи власти (самый нормальный, пока придуманный человечеством — свободные выборы и жесткие конституционные ограничения полномочий органов власти, те самые «сдержки и противовесы») и постоянная угроза, что следующий президент может начать делать нечто противоположное предыдущему, — признак незрелости государства.

Россия в этом ряду, увы, не так уж далеко ушла от Таджикистана: системы власти у нас похожи. Государство — это, по большому счету, один человек. Плюс набор имитационных институтов (парламент, суд, партии, государственные, но по факту практически придворные, СМИ). Конституция вместе с законами правятся в угоду текущим интересам.

Даже кристально честные внутрипартийные праймериз в такой системе ничего не меняют, они не заменят равной многопартийной политической конкуренции и правовых механизмов сменяемости власти. Поэтому когда тот же Дмитрий Медведев называет выборы в США «шоу с участием ряженых», это выглядит, мягко говоря, странно. Ведь по всем опросам большинство россиян уверены, что выборы в самой России ничего не меняют, а от нас, избирателей, ничего не зависит. Причем такое скептическое отношение к выборам сохраняется независимо от рейтинга власти.

Радостные крики наших политиков и пропагандистов, что вот, мол, и в США хваленая демократия дает трещину, а к власти семимильными шагами идет безответственный популист, тоже вряд ли имеют под собой основания. Даже если Трамп победит, больше чем два срока по четыре года он править не сможет. И в одиночку принимать решения — тоже, потому что в США существует реальная система баланса власти, а конгресс и суд ведут свою политику.

В России, как и в других постсоветских республиках, все это еще предстоит создать, чтобы жизнь 145-миллионной страны не зависела от воли и здоровья одного-единственного, пусть даже очень популярного политика.

Новости и материалы
В Венгрии анонсировали подписание контракта по газу с Западом
В Херсонской области за сутки зафиксировали 120 обстрелов
ТАСС сообщил, что на Украине в ТЦК требуют $30 тысяч за возможность уйти домой
Директор Юрия Антонова об отмене выступлений певца: «Журналисты — твари»
В Подмосковье машина сбила учителя-мотоциклиста, спешившего на урок, и это попало на видео
Заворотнюк приехала с бабушкой-актрисой на вечеринку в стиле Барби
Крошечный колосок едва не стоил восьмилетней россиянке жизни
В Европарламенте озвучили условия для вступления Украины в ЕС
56-летняя Дженнифер Лопес выложила фото в крошечном бикини
Чурикова о борьбе с анорексией: «Комплименты про похудение заставляли меня ничего не есть»
В ДНР рассказали о темпах ликвидации испаноговорящих наемников ВСУ
Налетчик ограбил нижегородский автобус ради мелочи из кассы водителя
Борис Джонсон потребовал разрешить ВСУ бить по военным базам внутри России
Ирина Ортман рассказала, как изменилась со времен «Фабрики звезд»
Оксана Самойлова показала фигуру в боди без штанов
Защитник сборной Ганы подписал контракт со «Спартаком»
Захарова обрушилась с критикой на власти Латвии из-за выдворения почти 850 россиян
В Екатеринбурге учитель бросил ручку в ученика и отправился на исправительные работы
Все новости