На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Лоббизм в обход Трампа

Арег Галстян о том, почему по вопросам санкций не нужно обращаться к Трампу

Основное внимание российской экспертно-аналитической среды по-прежнему приковано к санкционной политике. Публикация «Кремлевского списка» (сложно назвать трехстраничный документ докладом) привела к очередному рождению сотен теорий и гипотез об истинных намерениях подобной политики со стороны Соединенных Штатов. Политики, эксперты, граждане замерли в ожидании ответа на вопрос: «Что будет делать президент Трамп: отменит санкции или одобрит?». Подобные формулировки говорят о том, что у нас еще не до конца сформировалось понимание того, как принимаются политические решения в Вашингтоне.

Касательно санкционной политики США важно осознать и принять две вещи: первое – санкционная политика имеет долгосрочный характер, второе – Трамп не способен кардинально эту политику изменить.

Напомним, что о подготовке списка было известно еще в августе прошлого года, когда вступил в силу закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», налагающий дополнительные ограничения на Россию, Иран и Северную Корею.

Конечно, основной удар пришелся на Москву, а включение в акт Ирана и Северной Кореи было символичным.

Законодатели обеих палат конгресса знали, что Трамп настроен решительно в отношении Тегерана и Пхеньяна, но при этом проявляет неоднозначную позицию по российскому санкционному пакету. Включив символичные ограничения против иранцев и северокорейцев, спонсоры резолюции H.R.3364 создали искусственную бюрократическую ловушку, в которую угодил не только президент, но и другие члены его администрации. Нельзя выступать с резкой и последовательной риторикой против Ирана и Северной Кореи и одновременно блокировать подобный законопроект против них.

Ради Москвы написан специальный раздел «241». Конгресс требовал от министерства финансов доклад о российских топовых чиновниках и крупнейших бизнесменах, приближенных к правящему режиму (открытая часть доклада). Другое требование – оценка возможных последствий для американской и российской экономик после введения дополнительных санкций против бизнесменов, высокопоставленных политических деятелей и «полугосударственных предприятий» (закрытая часть доклада).

Этот раздел, как и весь законопроект, утвержден тотальным большинством голосов в обеих палатах: 419 «за» в палате представителей при 3 «против», 98 «за» в сенате при 2 «против». Из голосования вытекают минимум два ключевых вывода.

Во-первых, в законодательном органе сложился двухпартийный консенсус о необходимости дальнейшего давления на Москву. Во-вторых, конгресс укрепил свою роль лидирующей силы в российском направлении (годом ранее сенат утвердил резолюцию нижней палаты, которая запрещает президенту отменять санкции против Москвы в одностороннем порядке).

Президенту оставлен ряд полномочий в вопросе санкций. Трамп может наложить карманное вето и отправить законопроект на пересмотр или вовсе блокировать. Однако идти на этот шаг в условиях двухпартийного консенсуса бессмысленно, ведь при наличии 2/3 голосов любое вето можно обойти, и закон будет принят в обход администрации, которая понесет существенные репутационные издержки. Чтобы не отнимать у президента его конституционные права, партийные лидеры оставили ему небольшую брешь в законе.

Теоретически Трамп может приостановить или отменить санкции, если направит в сенат уведомление, доказывающее угрозу национальной безопасности. Хитрость заключается в том, что подобная формулировка будет означать, что Белый дом противоречит принятой недавно стратегии, где написано, что Россия – одна из угроз национальной безопасности США.

В нашем восприятии конгресс – это всего лишь сборище чиновников, но в американских реалиях делиберативной демократии – это олицетворение народа. Конгрессмены избираются напрямую – в отличие от президента, — то есть и говорить могут от народа.

Трамп прекрасно понимает, что конфликт с Капитолийским холмом означает не только противостояние с однопартийцами, но и с большинством американской нации. Ни один глава Белого дома не пойдет против решений, которые принимаются 97-процентным большинством. То есть о санкциях разговаривать нужно не с президентом и его администрацией, а с партийными лидерами в конгрессе. Возможно ли это и что для этого нужно?

Первая возможность – формирование двухпартийной коалиции лоббистов. Подобный механизм влияния успешно используют ирландцы, евреи и армяне. Имея серьезную электоральную базу в крупных штатах и округах, а также финансовые ресурсы, эти группы смогли сформировать свои этнококусы, куда входят члены обеих партий, лоббирующие вопросы, которые представляют интерес для Ирландии, Израиля и Армении.

Этот процесс довольно сложный, требующий серьезных ресурсов и времени. Объективные показатели также не внушают оптимизма. Во-первых, русская община, в отличие от еврейской и армянской диаспор, сильно размыта. Она включает в себя не столько представителей русской этнической группы, сколько выходцев из стран бывшего СССР, говорящих на русском языке.

Во-вторых, представители русских общин идеологически не мотивированы на защиту интересов России, напротив – многие поддерживают политику давления на Москву, считая, что стране необходимы демократические изменения.

Таким образом, возможность строительства своего этнолоббистского влияния упущена, и изменить ситуацию в этом направлении практически невозможно.

Вторая опция – иностранный лоббизм (покупка влияния). Согласно закону о «регистрации иностранных агентов (FARA)», любое государство, правительственная организация или фонд, получающий деньги из бюджета, могут заключить договор со специальными лобби-фирмами для продвижения своих интересов. В этом направлении уже давно успешно действуют такие государства, как Катар, Турция и Бразилия. Из постсоветских стран этот вид лоббизма успешнее других практикуют Украина, Азербайджан и Казахстан.

Но в отличие от прямого лоббинга, эффект иностранных агентов зависит от двух ключевых факторов: крупного финансирования и политической конфигурации. Если интересы иностранного государства не противоречат государственным интересам Америки – успех возможен, в противном случае результаты будут нулевыми.

Иными словами, сегодняшняя политическая обстановка в американо-российских отношениях не располагает к выбору данного варианта.

И наконец – перекрестный лоббизм. В данном случае интересы государства-заказчика представляет крупная корпорация, заинтересованная в стабилизации политического диалога между конфликтующими сторонами.

Нефтяная компания Exxon Mobil является одним из крупнейших политических лоббистов в Америке. Ее интересы защищают наиболее влиятельные сенаторы и крупнейшие чиновники в Белом доме. О степени лоббистской мощи Exxon говорит хотя бы тот факт, что ее бывший директор Рекс Тиллерсон был назначен госсекретарем. Наличие деловых интересов в Иракском Курдистане, Азербайджане и Казахстане привело к тому, что лоббисты этой нефтяной корпорации продвигают интересы политических и бизнес-элит данных стран.

Не секрет, что Exxon имеет крупные многомиллионные бизнес-проекты в России, которые реализуются совместно с «Роснефтью». Но все попытки лоббинга по российской линии были жестким образом блокированы в конгрессе. Даже утверждение кандидатуры такой влиятельной фигуры, как Рекс Тиллерсон прошло со скрипом. Сенаторы Марко Рубио и Бенджамин Кардин несколько раз предупредили его о серьезных последствиях, если конгрессу станет известно о какой-либо лоббистской поддержке России со стороны Exxon Mobil.

Получается, что перед Москвой закрыта и эта дверь в Капитолий. При таких обстоятельствах напрашивается только один вывод – санкционная политика будет набирать новые обороты, и остановка этого процесса из разряда «крайне сложных» задач постепенно переходит в «невыполнимую» миссию.

Автор – политолог-американист, кандидат исторических наук.

Новости и материалы
В Венгрии анонсировали подписание контракта по газу с Западом
В Херсонской области за сутки зафиксировали 120 обстрелов
ТАСС сообщил, что на Украине в ТЦК требуют $30 тысяч за возможность уйти домой
Директор Юрия Антонова об отмене выступлений певца: «Журналисты — твари»
В Подмосковье машина сбила учителя-мотоциклиста, спешившего на урок, и это попало на видео
Заворотнюк приехала с бабушкой-актрисой на вечеринку в стиле Барби
Крошечный колосок едва не стоил восьмилетней россиянке жизни
В Европарламенте озвучили условия для вступления Украины в ЕС
56-летняя Дженнифер Лопес выложила фото в крошечном бикини
Чурикова о борьбе с анорексией: «Комплименты про похудение заставляли меня ничего не есть»
В ДНР рассказали о темпах ликвидации испаноговорящих наемников ВСУ
Налетчик ограбил нижегородский автобус ради мелочи из кассы водителя
Борис Джонсон потребовал разрешить ВСУ бить по военным базам внутри России
Ирина Ортман рассказала, как изменилась со времен «Фабрики звезд»
Оксана Самойлова показала фигуру в боди без штанов
Защитник сборной Ганы подписал контракт со «Спартаком»
Захарова обрушилась с критикой на власти Латвии из-за выдворения почти 850 россиян
В Екатеринбурге учитель бросил ручку в ученика и отправился на исправительные работы
Все новости