На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Мать коалиций российских

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Когда он вышел на балкон, митинг недовольно засвистел, закричал, в общем, всеми силами выразил неудовольствие. Это должно было быть очень обидно. Во-первых, освистали практически у себя дома. Во-вторых, те же самые люди всего годом раньше изо всех сил приветствовали Руслана Хасбулатова. Тогда он стоял на балконе Белого дома рядом с Борисом Ельциным. В августе 1991 года трудно было представить их порознь. В августе 1992 года, когда появление председателя Верховного Совета вызвало неудовольствие митинга защитников Белого дома, их совсем еще недавнее плотное сотрудничество выглядело какой-то случайностью. Так же как некоторое время спустя трудно было представить, что рядом с Ельциным всегда был Коржаков, а Михаил Касьянов был премьер-министром при Владимире Путине.

Освистывание Хасбулатова в августе 1992 года вполне можно назвать финалом коалиции 1991 года. Она начала рушиться через считаные недели после победы.

Ее участники выясняли отношения между собой до октября 1993 года. И тогда же в среде дважды победителей родилась шутка про то, что «дважды защитник Белого дома — это диагноз». Помимо злой иронии в ней звучит и непонимание того, как можно так повести себя: быть сначала «за», а потом «против».

Крах коалиции 1991 года стал модельным для всех следующих образований подобного рода. Стремительно рухнул предвыборный альянс 1996 года — союзники поневоле вернулись к исконной вражде еще до окончания предвыборной кампании. Коалиция 1999–2000 годов разваливалась почти четыре года, однако предпосылки к этому проявились почти сразу после инаугурации Владимира Путина. И всякий раз те, кто оставался у власти, искренне, по крайней мере на словах, не понимали, как такое могло случиться с недавними соратниками. Что заставило не просто выступить против, но и объединиться с недавними врагами. Отсюда, кстати, и степень ожесточения политической борьбы: бьются люди, которые очень хорошо знают, чего друг от друга ждать.

Основа разъединения заложена в обстоятельствах объединения. Коалиции строятся не на конкретных договоренностях, а на условии «сейчас победим, а там посмотрим».

Соответственно, когда приходит пора посмотреть, выясняется, что пирога на всех не то что не хватило, но и не могло хватить. Весь расчет был на то, что после победы кто-то успеет встать ближе к древку знамени. На этом, собственно, и рухнул альянс 1996 года. Коллективный Александр Коржаков и коллективный Анатолий Чубайс и не могли ни о чем договариваться перед выборами. Понятно было, что остаться может только один. Чтобы стать впоследствии коллективным Борисом Ельциным.

Силен также эффект даже не завышенных, а ложных ожиданий. В 1999–2000 годах многие выбирали и поддерживали прагматичного и решительного либерального реформатора. Получили, между тем, склонного к ручному управлению государственника, который ни разу не готов тратить свой рейтинг на какие-то неочевидные затеи. Возможно, именно поэтому сегодня среди противников Владимира Путина много его выбывших сторонников и сподвижников: ждали одного, а вышло совсем по-другому. Нет, какие-то договоренности, наверное, были, но вот только к либеральным ожиданиям они никакого отношения не имели.

Проблема также и в том, что и среди простых граждан, и среди тех, кто так или иначе занят в политическом процессе, тверда вера в то, что победить может только пламенный харизматик.

Человек, способный не просто разговаривать с толпой, но и вести ее за собой. Объединение вокруг него — путь к успеху. А поскольку на одном разуме в этом процессе долго не протянуть, надо вложить эмоции. Чем больше, тем лучше. Как это было и в 1996, и в 2011 году, когда предвыборный задор охватил тех, кому он и по должности не положен. Чем больше накала, тем сильнее потом разочарование, которое преодолевается только новым эмоциональным приступом. Не подошел старый вождь — найдем нового вождя.

Вот чего не хватает, так это желания договариваться на берегу. Не умения, а именно желания. Для этого, правда, надо отучаться выбирать сердцем. Ну, рано или поздно это должно получиться.

Новости и материалы
Черногория намерена создать нацрезерв топлива без российских нефтепродуктов
В Италии назвали проигравшего в российско-украинском конфликте
Литва вручила Белоруссии ноту протеста
Суд вынес приговор мужчине за поджог дома с ребенком
Аэропорт Внуково возобновил работу
Политолог оценил призыв Маска расформировать Еврокомиссию
«Я романтик»: в Иркутске жители ЖК поймали мужчину с биноклем, наблюдавшего за ними
Овечкин ответил на вопрос о возвращении в «Динамо»
Число погибших в результате обрушения домов в Марокко увеличилось
Временные ограничения введены во Внуково
Зеленский анонсировал переговоры с США по послевоенному восстановлению Украины
Зеленский заявил, что Трампу скоро передадут новый вариант плана по Украине
Natan захотел уйти из Black Star
Глава Чувашии рассказал, кто получит выплаты за ущерб от атаки беспилотников
Крупное ДТП парализовало движение на северо-востоке Москвы
Повстанцы M23 взяли под контроль город Увира на востоке Конго
Казахстан согласовал переориентацию экспорта нефти с КТК на другие маршруты
«Гринатом» автоматизировал техподдержку с помощью ИИ
Все новости