На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Медленное и золотое

Мне везет на людей. Все вот жалуются («ехал тут в такси, так водитель оказался таким сталинистом, хотел разогнать все гей-парады»). А у меня не так.

Сел, например, недавно в такси.

— Как мы поедем? — спрашиваю. — По набережной? Или через центр?
— Посмотрим! — говорит водитель. — Это у отечества путь один. А у нас как минимум три.

Это напомнило мне про Ротко. Был такой художник. К слову сказать, мой любимый. У него тоже было несколько путей. Но выбрал он в конце жизни — один.

Дело в том, что Марк Ротко не всегда рисовал малярной кистью свои бессюжетные двух-трехцветные картины: подтаявший пломбир (сверху розовое, в середине белое, потом желтое) или мрачное и ночное (красный вверх, черный низ). Была у него в начале пути и фигуративная живопись, и чистый сюрреализм.

Но все это его не устроило.

«Не буду я рисовать людей и животных! — видимо, подумал он. — Буду рисовать бессюжетное».

Сказано — сделано.

Теперь его полотна стоят миллионы, но счастья нам это не прибавило. Впрочем, наше счастье, кажется, и не входило в планы художника. Отнюдь. Он просто хотел, чтоб люди стояли к его картинам близко (чтоб те как бы наваливались на зрителя) и одним лишь цветом или сочетанием цвета вызывали у смотрящих потрясение и надежду. Но чаще — страх и чувство одиночества (наш человек!).

Зачем же вы построили свой дом,
с балконом, садом, огородом и амбаром
в двенадцати шагах
от лежбища свиней,
в двенадцати вершках
от края
Колорадского каньона (…)

в двенадцати аршинах
от мишени
на стрельбище неофашистов,
в двенадцати локтях
от кладбища машин,
где испокон веков нечисто?

Так написал в 1966 году почти не печатавшийся в советское время поэт Сергей Кулле. И, кажется, это именно то, о чем нам хотел сказать Ротко. Но вот я стою в Париже возле его оранжево-желтой композиции и понимаю, что Ротко проиграл. Потому что я чувствую именно счастье.

Что вы там говорили, Маркус Яковлевич? «Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства»? Вам не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе? Вам интересны только выражения основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния?

Тогда — в этом случае — проиграл все-таки я. Потому что я все это именно и чувствую. Отчаяние, трагедию и экстаз.

Но я совсем забыл про своего таксиста.

Едем с ним, значит, возле Коломенского. Мелькают сады, купола, терема. Навигатор чеканит металлическим голосом: «Впереди пробка».

Водитель говорит:

— Вот никогда не скажет, что впереди светлое будущее. Либо камера, либо авария, либо ремонт.

(Бедный! Ему бы с Ротко поговорить. Но приходится говорить со мной.)

Кстати, светлое будущее тоже иногда Ротко, как и нас с таксистом, обманывало. В период с 1954 по 1957 год он, как известно, неплохо разбогател. Шутка ли, его работы подорожали аж в три раза! (Мне вообще нравятся эти истории про нищих американских поэтов и художников. Знаете ли вы, что, например, Чарлз Буковки, известный битник, бабник, алкоголик и поэт, полжизни проработавший почтальоном, отказался писать песню самой Мадонне?)

И когда (вернемся к Маркусу Яковлевичу) ему предложили украсить своими работами стены пафосного ресторана «Четыре сезона» в небоскребе Seagram building, Ротко, конечно, не отказался. Его можно понять. Величина контракта составила, в переводе на наш нынешний сиротский курс, два с половиной миллиона долларов. ДВА С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ! (Извините, у меня заел капслок.)

Однако все закончилось провалом. Ротко подошел к заказу творчески и поставил перед собой задачу сделать так, чтобы «надменные толстосумы, проводившие свое время в ресторане за поеданием лобстера, почувствовали себя пойманными в ловушку».

Правда, мило? Странно, что он не предложил провести им под стулья в этом зале электрический ток. Было бы очень по-американски.

Слава богу, что справедливость восторжествовала. Незадолго до сдачи работы Марк Ротко вместе с женой пришел в «Четыре сезона», где после ознакомления с меню заявил, что «люди, готовые платить за еду такие деньги, никогда не будут смотреть на мои картины». Контракт был расторгнут, а фрески Ротко попросил вернуть.

Мой таксист, кстати, все это мне и рассказал.

Потому что, если вы не забыли, я еще в такси. Но все, все, как известно, кончается. Лобстеры, терпение у хозяев ресторана «Четыре сезона», любовь, поездка, Вселенная, жизнь. И вот мы поворачиваем уже на мою улицу Бычий тупик и тормозим возле углового магазина для нищих, где я покупаю свой «Доширак» и пиво. Ура, мы приехали!

Знаете, что? — говорит мне напоследок мой шибко образованный водитель. — Есть такая история. Про приглашенную в израильскую школу еврейскую старушку. Которая пережила холокост. Узницу, предположим, Майданека. Или Освенцима. Что-то она там рассказывала на этой встрече детям. Говорила о своих прежних горестях и печалях. А потом учитель спросил у детей, какие выводы они из всего этого сделали. Ну, они начали отвечать про мир во всем мире и все в таком духе. И что? Старушка выслушала все это, покачала головой и ответила, что это, конечно, тоже правильно. «Но главный вывод такой, — сказала она. — Запомните навсегда, что если кто-то желает вам смерти — поверьте им. Не рассуждайте, как мы тогда, перед холокостом, что это у них политика такая, а сами они хорошие и милые люди, что они это просто так говорят. Когда они перейдут от слов к делу, станет поздно. Верьте тем, кто обещает вас убить».

Это вы к чему? — спросил я подозрительно, подтягивая к себе поближе свою пастушью сумку.

Это я к тому, что вы все в вашей жизни сделали правильно. Вы никогда так часто не расставались с людьми, как в последнее время. Никогда не были так безжалостны по отношению к друзьям. Никогда так резко не рвали отношения. И никогда так не были одновременно доверчивы. К новым людям. Это как два цвета. Два в одном. Вы сейчас лучшая, так и не написанная при жизни, картина Ротко. Темное и золотое. Медленное и быстрое. Хорошее и плохое. Мстительное и великодушное. Вы построили свой дом именно там, где нужно. И знаете что? Продолжайте и дальше поступать точно так же. Ваше внутреннее чутье вас не обманывает. Ну кроме как только в одном. Мне не нужна ваша сумка.

После чего таксист и его машина растаяли в воздухе.

А я остался один — с зажатой в потном кулачке сдачей — в ослепительном свете солнечно-оранжево-желтого Ротко Маркуса Яковлевича. Такого пронзительного и беспредельного, как будто это было мне обещано навсегда.

Новости и материалы
«Газпром» в суде требует с российского филиала Linde возмещения вреда на €219 млн
СМИ узнали о подготовке США к использованию замороженных активов России
Министр обороны Британии резко обратился к России: «Мы охотимся на ваши подлодки»
Названа причина, по которой «Спартак» отказался от российского тренера
США поддержали использование ЕС замороженных активов РФ для закупки оружия Украине
Жители российского города жалуются на запах газа и ацетона на улицах
Сейсмологи сообщили о подводном землетрясении в Тихом океане у Камчатки
В Германии взорвали градирни самой мощной АЭС в стране
«Она порождает другие»: Роднина назвала самую неприятную проблему спорта в России
Сразу пять китайских производителей готовят свой аналог iPhone Air
В Госдуме предупредили о новом опасном подростковом челлендже
Чешский аналитик объяснил, зачем Зеленский требует перемирия
В минфине США оценили торговые переговоры с КНР
Королева Испании с мужем и дочерьми появилась на премии принцессы Астурийской
Глава МИД Финляндии призвала изменить «имперские расчеты» России
Началась реставрация одного из старейших храмов Москвы, в котором крестили Пушкина
Названы лучшие наушники стоимостью до 3,5 тысячи рублей
Найдена расшифровка одного из самых знаменитых неразгаданных кодов в истории
Все новости