На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Шестьдесят особнячков средней паршивости

Выставка Дмитрия Краснопевцева

В первом частном музее современного искусства ART4.RU открылась представительная ретроспективная выставка Дмитрия Краснопевцева, уникального нонконформиста-«метафизика».

Краснопевцев — один из самых дорогих сердцу владельца музея Игоря Маркина и высоко оцененных на художественном рынке художников. Последнее обстоятельство, кстати, отражено в названии выставки — «Краснопевцев за миллион».

«Маленький великий художник, кое-что понявший лучше, чем великие святые коровы искусства» — это объемное и точнейшие определение личности и искусства Краснопевцева, которое дал ему художник Никита Алексеев, также прекрасно описывает парадоксальный характер эффекта просветления и гармонии, который вызывают монотонные, замкнутые, монохромные, словно подчеркивающие перевод слова «натюрморт» композиции из обломков черепков, костей, бутылей и раковин. Заодно оно объясняет парадоксальность недавно возникшего ажиотажа вокруг творчества «тишайшего маргинала» среди классиков. Более миллиона долларов весной прошлого года за его «Натюрморт с тремя кувшинами» на аукционе Sotheby's неожиданно заплатил кельнский галерист и коллекционер Алекс Лахман, отдав сумму в десять раз больше эстимейта, подвергшись традиционным конспирологическим подозрениям в покупке у самого себя и вызвав рассуждения о роли личности в истории русских торгов.

«Средней паршивости особнячок», — говорят теперь сотрудники музея ART4.RU, указывая на первый попавшийся экспонат выставки, для которой им удалось собрать более 60 работ Краснопевцева, представляющих четыре десятилетия его живописи, входящей во множество частных и музейных коллекций.

Такое сочетание искренней увлеченности искусством и товарно-фетишисткого акцента на его (пока внушающей оптимизм) стоимости характерно для коллекционера Игоря Маркина, который в рамках соседствующей постоянной экспозиции недавно устроил «Выставку цен», подписанных под именами художников. Однако музей по определению предполагает исследовательскую и экспертную работу, а в итоге — образовательную миссию, право на которую было добыто народной кровью еще в бурные дни Французской революции, породившей музей Лувра.

Экспертную роль на выставке Краснопевцева выполняет роскошный трёхтомный каталог творчества художника, недавно изданный фондом культуры «Екатерина», шаг за шагом осваивающим историю неофициального искусства. И одновременно не выполняет образовательную ввиду цены в 7500 рублей. ART4.RU напечатал к открытию еще своеобразный четвертый том с небольшими репродукциями около 400 из всех 540 живописных работ Краснопевцева, не содержащий, правда, никаких текстов.

В опубликованных в трехтомнике дневниках Краснопевцев писал: «Давно замечено, что портрет, написанный художником, есть одновременно и его автопортрет, — это простирается и дальше — на любые композиции, пейзажи, натюрморты, а также и на беспредметное абстрактное искусство».

В центре одного из залов висит «Автопортрет в гриме» 1960 года – тонкие, хрупкие, театральные черты старинного аристократа. Выставка начинается работами, в которых Краснопевцев совершает переход от ярких итальянских пейзажей к жесткой предметности натюрмортов, где живописуются крабы, утюги и кирпичи, еще не редуцированные к позднему минимальному набору вещей. Однако уже «Бумажный самолетик и голубь», кажется, сделаны из металла, и скоро материя его предметных мизансцен приобретает однородность, единый приглушенный цвет, твердую и хрупкую консистенцию неопределенного веса и температуры. Старые кувшины, бутылки и книжные тома, ветки, морские раковины, засушенные растения и минералы постоянно наполняли его мастерскую, и в таком виде она была воспроизведена в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Краснопевцева принято относить к маргинальной ветке сюрреализма или его сочетаниям с символизмом – направлению в искусстве, которое сегодня дискредитировано эзотерическим поверхностным салоном.

Только тончайшее равновесие, соответствующее единственной точке гармонии всех предметов, которую находил Краснопевцев, удерживает их от провала в пространство многозначительного китча.

Несколько лет назад известный искусствовед и куратор Андрей Ерофеев при подготовке нового проекта экспозиции истории отечественного искусства ХХ века для Третьяковской галереи озвучил уникальную концепцию, выдвигающую оригинальную версию специфически «национального» в российском современном искусстве. Эта идея иллюстрируется художниками самых разных, в том числе и официальных, течений. Но они объединяются такими сущностными чертами, как «тихий аутизм», самоизоляция Вейсберга в его заклеенной бумагой мастерской, «покинутость», «пустынность», Харитонова и Свешникова, «выкачанный воздух», «оставленность» Краснопевцева, «вневременное», «внесоциальное», «пустотность» Плавинского – общее «желание выпасть из исторического момента современности и погрузиться в собственный колодец».

Однако в этом году Третьяковка отстранила Ерофеева от работы над своей экспозицией в результате скандала с его выставкой «Запретное искусство-2006», в которую вошли произведения, не прошедшие внутреннюю цензуру музеев и не допущенные к показам в их стенах. Поэтому стоит надеяться, что частный музей Игоря Маркина своими будущими проектами сознательно или бессознательно продолжит способствовать реализации и разработке этого представления новой, альтернативной национальной идентичности в искусстве.

Новости и материалы
Синоптик рассказал, что ждать ли снега в Москве в ближайшую неделю
Экс-замминистра ДНР отрицает вину в хищении денег у Минобороны
Суд утвердил изъятие имущества на 480 млн рублей у бывшего чиновника Росприроднадзора
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Еще одна страна стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Трамп рассказал, когда Таиланд и Камбоджа подпишут мирный договор
В деле об ограблении Лувра участвуют более ста следователей
Все новости