На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Раскрасить глобус Украины

Выставка Олега Тистола «Худфонд»

Когда говорят о «новой украинской волне» и «национальном барокко», не в последнюю очередь имеют в виду художника Олега Тистола. Его большая персональная выставка «Худфонд» открылась в залах московского Музея современного искусства в Ермолаевском переулке.

Успехи незалежной Украины в области политики и экономики – вопрос как минимум дискуссионный, а вот в сфере современного искусства результаты у наших соседей вполне себе позитивные. Европа заметила и оценила феномен украинского контемпорари арта — он неплохо котируется на международном уровне. Критики обращают внимание на витальность и даже лихость малороссийского постмодерна, связывая это качество с национальным темпераментом и распространившимся по обе стороны Днепра «вирусом свободы».

Одним из тех, кто ковал и продолжает ковать местную «художественную идентичность», является как раз Олег Тистол, герой нынешнего московского вернисажа.

Начинал он еще до перестройки, в те самые «колониальные» годы, когда украинское искусство было «зажато в тисках фольклора и соцреализма» (цитата из каталожной статьи). Между прочим, утверждение довольно справедливое. Потому неудивительно, что новая генерация художников на излете имперского строя принялась выстраивать другие культурные модели. Пожалуй, главное отличие от московских арт-процессов того времени состояло в том, что имперская атрибутика здесь не изживалась путем пародии, а чаще всего игнорировалась. В этом смысле показателен многолетний проект Олега Тистола «Украинские деньги», начатый еще в 1984 году. Тут нет и намека на советские символы, в постмодернистскую игру вовлечены собственные исторические ресурсы – вроде легендарной Роксоланы, ставшей супругой турецкого султана.

Этот проект из формата печатной графики постепенно разросся до больших холстов и инсталляций.

Появление в обороте реальных карбованцев автора не смутило.

Можно сказать, что с утверждением всех положенных атрибутов украинской государственности его работы стали все больше походить на классический поп-арт. Иначе говоря, ироническая рефлексия Олега Тистола обратилась к разного рода клише и стереотипам – не для того чтобы с ними бороться, а чтобы их по-своему уложить в сознание.

Этому посвящен и совместный с Николаем Маценко проект «Нацпром», где обыгрываются «новые украинские мифы», и цикл картин «Телевидение», изображающий стоп-кадрами новостные «говорящие головы» с разных каналов. Кстати, эстетика в последнем случае применена занятная: эти скриншоты автор не воспроизводит с дотошностью, но и не окарикатуривает, а просто расставляет живописные акценты, которые переводят сюжет в почти абсурдистскую плоскость.

Показательно, что идея этого цикла появилась в ходе «оранжевой революции», когда вся Украина затаив дыхание следила за событиями на телеэкране.

А в последние годы Тистол упражняется с ялтинскими пальмами, всячески варьируя их в рамках серии «ЮБК» (Южный берег Крыма). Это что-то вроде лирического поп-арта. Основой для холстов или графики служат то бланки бухгалтерской отчетности, то ресторанные меню, то листы из школьной тетради.

А поверх всего – чудо-деревья, которые конечно никаким чудом не являются, но художник на таком понимании пальмы настаивает.

Или упомянуть еще цикл «Горы», где совсем уж в поп-артовском духе изображены вершины Казбека, Арарата, Синая. Привычная романтика гор превращается в полнейшую условность, но из этой условности возникает какая-то иная романтика, сформулировать которую не так-то просто...

Собственно, таков и вообще весь творческий алгоритм у Тистола: взять распространенное клише, приглядеться, повертеть в руках, приделать сбоку бантик, задать непривычный ракурс – и вернуть на место, будто ничего не случилось. Немаловажно при этом, что художник весьма виртуозен в технике и в технологии. Деликатная задача требует деликатного исполнения, и Олег Тистол каждый раз умело справляется. А внешне – та самая витальность и даже лихость «новой украинской волны» и «национального барокко».

Новости и материалы
«Кавказец бы разорвал»: экс-директор «Спартака» поддержал Смолова
Юношу отправили в колонию за разжигание межнациональной розни в Telegram-канале
Трамп отреагировал на покушение на известного консерватора Кирка
Премьер Катара заявил, что Нетаньяху угрожает другим странам Ближнего Востока
Число погибших при ударе Израиля по Йемену выросло до 35 человек
Появились кадры предположительного задержания стрелявшего в активиста в США
Бывший директор «Спартака» раскритиковал руководство клуба за трансферную политику
У берегов Камчатки снова зафиксировали мощное землетрясение
Швеция в срочном порядке направила в Польшу военные самолеты
Во Франции протестовать вышли около 200 тысяч человек
Президент Польши провел переговоры с Трампом об инциденте с дронами
Сийярто обвинил ЕС в попытках «устранить» европейских лидеров-патриотов
СКА объяснил, зачем решил провести домашний матч в Хабаровске
Сырский отчитался об успехах антироссийской коалиции
Басков впервые высказался о сходстве с персонажем «Шрека»: «Узнали?»
В Афганистане разбился вертолет с местными чиновниками
Оптовые цены на красную икру в регионе добычи снизились из-за удачной путины
Назван неожиданный фактор, влияющий на близость с партнером в отношениях
Все новости