На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Отраженно напоминающие

Выставка «Зеркала» в Третьяковской галерее

Русское искусство трех веков в буквальном смысле получило отражение на выставке «Зеркала» в Третьяковской галерее. Отражение вышло кривоватым и мутноватым.

Этот экспозиционный жанр в нашей национальной сокровищнице довольно популярен. Здесь то про шляпки сделают большую сборную выставку, то про цветы. Теперь вот про зеркала. Считается, что широкий зритель на подобные сюжеты реагирует с охотой и любопытством, а любому музею важна посещаемость и приятны лестные отзывы публики. На брюзжащих критиков в таких случаях устроители не особенно обращают внимание: высоколобость, конечно, хорошо, а народная любовь все-таки лучше. Однако на практике тематические выставки вроде нынешней не так уж часто становятся блокбастерами.

Как правило, в них слишком заметен казенный подход к вопросу – заметен настолько, что даже неискушенный зритель способен уловить внутреннюю бесцельность мероприятия.

Традиция адресоваться «всем вместе и никому в отдельности» продолжена на сей раз «Зеркалами» – очередным художественным шоу на материале XVIII–XX веков. Оговоримся сразу, что сама по себе тема зеркала в искусстве не ущербна, с ней можно было бы поразбираться всерьез. Но такая задача, похоже, не ставилась. Потому что если всерьез – значит, якобы для избранных, а как же население? С другой стороны, у музейщиков нередко срабатывают искусствоведческие инстинкты — так и тянет внедрить в «народную выставку» что-нибудь элитарное. В результате получается ни нашим, ни вашим. Эстеты упрекнут сюжет в попсовости, а демос недополучит искомой простоты. Сидение на двух стульях всегда чревато, и «Зеркала» вновь служат тому подтверждением.

Понятно, что начиналось строительство экспозиции с неоспоримых хитов.

Достали «Туалет Дианы» кисти Венецианова, вспомнили о «Портрете актрисы Ермоловой» Валентина Серова, присовокупили знаменитый автопортрет перед зеркалом Зинаиды Серебряковой. Любимых народом шедевров набралось с десяток – большую выставку из них не соорудишь. Стали думать, чем бы заполнить «межклеточное пространство». Кинули клич по музейным отделам: у кого что найдется. Одними собственными фондами не ограничились, пригласили еще ряд современных авторов для привязки к нашим дням. В итоге насобиралось достаточное количество разных опусов, но возникла проблема с концепцией.

Решено было наукой и хронологией не заморачиваться, а устроить все по декоративному принципу.

Букеты потянулись к букетам, барышни – к барышням, интерьеры – к интерьерам. При таком подходе, разумеется, перемешались времена и стили, зато возникла отвлеченная красота экспозиции. Любуйтесь и развивайтесь.

Однако структурная нескладность и отсутствие кураторского замысла превратили зрелище просто в набор почти случайных экспонатов. Все, что их связывает, – это наличие зеркала в изображении. Слишком мало для произрастания смыслов. Элементарные намеки улавливаются, конечно: вот здесь зеркало послужило художнику средством для удвоения пространства, в другом случае автор использовал его как бытовую деталь, а тут попытка сыграть в метафизику. Но без кураторского креатива занятие это быстро прискучивает и даже приобретает налет маниакальности. Выискивать повсюду зеркала и находить им какое-то объяснение – довольно странная задача, на решение которой зритель обрекается поневоле.

Рано или поздно не избежать вопроса: а чего ради? Ответ на него устроителями не предусмотрен.

Надо сказать, что многие экспонаты выставки совсем не плохи — все-таки фонды у Третьяковки богатые. И если перейти просто к перечислению, то может даже показаться, что напрасно этот проект подвергается критике. Найдется и шикарный усадебный интерьер Марии Якунчиковой, и гениальный «Парикмахер» Георгия Рублева, и ранние коровинские «Розы», и рафинированная «Обнаженная с зеркалом» Татьяны Мавриной – да мало ли что еще. В перечне все более или менее благополучно (хотя и с ним бы стоило поработать – вплоть до изъятия некоторых произведений, к случаю не очень подходящих).

Но визуальная невнятица слишком очевидна, чтобы говорить даже об относительном успехе. Сделано без огонька и без отчетливых представлений, что же все-таки имелось в виду. Отразиться-то искусство в этом зеркале отразилось, только умножение сущностей само по себе никуда не ведет. Хотелось бы еще и какой-то пользы, пусть минимальной. А если речь исключительно о зрительском развлечении – тогда пускай будет развлечение. Только где оно? Увы, занятной эта выставка не получилась ни с каких позиций.

Новости и материалы
Переговоры Лукашенко с делегацией США продолжатся в субботу
«Цепляется за любую возможность». В России назвали цель проведения референдума по Донбассу
Выявлен неожиданный фактор, мешающий излечиться от психических расстройств
Россиян предупредили об опасности хвои живых елок для домашних животных
Ученые создали «пластыри» для восстановления сердца
Подросток заманил 7-летнюю девочку в лес, где изнасиловал ее и удушил
В сети обсудили съемку экс-жены Ивлева в «развратном» наряде: «Уже продаетесь?»
Три аэропорта юга России сняли ограничения на полеты
В Шереметьево сняли ограничения
Комбрига ВСУ заочно осудили в России на 19 лет
Меладзе запретили выступать в Киргизии
Российский канал начал титровать Зеленского как «так называемого президента Украины»
Лукашенко положительно высказался о действиях Трампа
Суд впервые прекратил квартирный спор по «схеме Долиной»
Комментатор Орлов заявил, что Сафонов следует советской школе
Стало известно, сколько обращений поступило к прямой линии с Путиным
Бывший пастух, отсидевший срок за кражу 30 коров, похитил лошадей и вновь попался
С нижегородского экс-мэра Сорокина взыскали более 1,4 млрд рублей
Все новости