На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Почему Ослик не боялся

Умер Сергей Козлов

В Москве от пневмонии в возрасте 70 лет скончался один из лучших наших сказочников Сергей Козлов.

Сергей Григорьевич Козлов был удивительно несовременным писателем, никогда не напоминающим о себе. Тихим и спрятанным. Ну и что, что статьи о его сказках писали Сергей Баруздин, Булат Окуджава и Фазиль Искандер? Все равно, чтобы напомнить читателю, кто это такой, приходится апеллировать вовсе не к литературе.

Самое полное собрание его сказок — здоровенный том «Все о Ежике, Медвежонке, Львенке и Черепахе» — упреждало читателя разъяснением: «Как Львенок и Черепаха пели песенку? Да так и пели, как научил их писатель Сергей Козлов. Сначала в книжке пели, а потом и в мультфильм перебрались. А откуда взялся мультик про Ежика в тумане? Тоже из сказок Сергея Козлова. Вот бродил его Ежик в тумане, бродил, и получился самый лучший мультфильм в мире. Такие сказки сочиняет Сергей Козлов. И про Тилимилитрямдию — тоже он. А сказок у него видимо-невидимо. И все в этой книге. И все хорошо кончаются».

И действительно — и про Тилимилитрямдию — он, и про перечисленных животных – тоже. И даже про неупомянутые в аннотации мультфильмы вроде «В порту» — тоже он. Помните – «Мы пришли сегодня в порт, мы пришли сегодня в порт...»? В свое время Козлов, начинавший свой трудовой путь токарем, учителем пения, экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, типографом и кочегаром, довольно много работал в нашей мультипликации в самые ее золотые годы. Писал сценарии, сочинял песни – и про катерок, который мчится через акваторию, и про белогривые лошадки-облака, и много разных других.

Вот только мультики, за исключением разве что норштейновского «Ежика в тумане», получались не очень похожими на его сказки. Наверное, поэтому однажды он заперся у себя дома. Почти никуда не выходил, практически не давал интервью — целиком отдался сказкам. Да и то сказать – здесь у него свободы было больше. Лес, в котором жили Ежик и Медвежонок, постепенно заселялся не обласканными экранной славой персонажами — Зайцем, Осликом, Дятлом, Филином, Белкой Рыжее Солнышко, Муравьем, Волком, Котом с банджо и всеми прочими обитателями, включая собаку породы «австралийская пегая», оказавшуюся проснувшимся пораньше Лягушонком.

Очень быстро этот Лес стал настоящей волшебной страной – вот только не факт, что детской. Именно потому, что она настоящая, в ней – к сожалению или счастью — есть все, что случается в нашей жизни. Не зря опытные родители Козлова читают детям выборочно и с опаской. Мало ли как чадо среагирует на:

«А теперь Медвежонок лежал на опавших листьях с перевязанной головой, и кровь выступила на повязке.
«Как же это так? — думал Ослик. — Как же это так, что какой-то дуб разбил Медвежонку голову? Как же это так, что он упал именно тогда, когда мы проходили под ним?..» Ослик снова задумался. Теперь он думал о том, как похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. «Я похороню его на высокой-высокой горе, — решил он, — так, чтобы вокруг было много солнца, а внизу текла речка…»

«Фигассе себе сказочки, — скажете вы. — Тут не только дети – тут впечатлительные мамы всхлипывать навзрыд будут».

Будут. Куда они денутся. Будут и плакать тихонько, и надолго о чем-то задумываться, и вместо ужина встречать вернувшихся из офисов мужей вопросом: «И почему ты мне никогда не играл на скрипке «Грустного Комарика»?»

Такие у Козлова сказки. Неправильные. Неудобные. Огорошивающие. Завораживающие.

Теперь, увы, придется добавлять – были.

«Жил-был в лесу Ежик-иголка. Был у него дом с печкой, лампочка в дому из гриба-лисички и полная кладовая припасов. Но все Ежику чего-то хотелось...
— Неспокойно мне, — говорил он Васильку. — Вот здесь мутит, — показывал на грудь. — К морю хочется.
Василек никогда не видел моря, и поэтому говорил:
— Зря ты печалишься, Ёжик. Посмотри, какой я красивый, взгляни, как высоки сосны, послушай, как птицы поют! И все тебя здесь, в лесу, знают и любят.
Но Ежик с каждым днем печалился все больше.
— Хочется мне к морю! — жаловался он Муравью.
— А какое оно? — спрашивал Муравей.
— Большое. Но я его никогда не видел.
И вот как-то ранним утром, когда в небе еще плавали молочные звезды, Ежик вышел из своего домика и пошел к морю. В лапе у него была палка, а за плечом — котомка с едой.
Долго ли шел Ежик, коротко ли, он вышел к морю.
— Здравствуй, море! — сказал Ежик.
— Здравствуй, Ежик! — сказало море.
И накатилась волна. «Пффф-ф!.. — ударила она в берег. — Шшшш...» — зашуршала по камушкам, отступая.
И Ежик тоже сделал шаг вперед и сказал: «Пффф-ф!.. — и, отбежав немного, — шшш-ш!..»
— Я на тебя похож, да?
— Очень! — сказало море. И снова ударило волной в берег.
Целый день Ежик играл с морем: то подбегал к самой воде, то отбегал прочь. Засыпая на песке под скалой, он поеживался, и ему казалось, что он тоже — маленькое море на четырех лапах.
«Пффф-ф!.. — бормотал он себе под нос. — Шшш-ш!..»
И подымал и опускал иголки».

Одни называют сказки Козлова сборником философских притч, сравнивают автора то с Ричардом Бахом, то с, извините, Пауло Коэльо. Другие на полном серьезе разбирают какого-нибудь «Ежика в тумане» с точки зрения традиционных мифологических сюжетов и говорят о полном соответствии канону путешествия героя в царство мертвых — туман-смерть, загробный мир, эсхатологические мысли, хтонические чудовища, ограждающая реальный мир река-Стикс, в которой едва не гибнет герой… Третьи нудят о буддистских коанах, цитируя что-нибудь вроде:

«Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
— Слушал.
— И что?
— А ничего. Тихо.
— А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
— Приведи пример, — попросил Ежик.
— Ну, например, гром, — сказал Медвежонок».

Чушь все это. Козлов был не Бахом и не Кастанедой, он никого не собирался обращать в свою веру, даже не пытался чего-то доказать, найти истину или раскрыть глаза на тайны мироздания. Он просто рассказывал сказки.

Вся его вина в том, что его герои задавали вопросы. О том, в чем нам обычно недосуг разобраться в одолевшей суете, но на которые и взрослым, и детям все-таки необходимо отвечать:

«Если бы ко мне пришла Волчица и сказала: Ежик, хочешь, я тебя сделаю волчонком? — я бы ей сказал: нет! А ты?
— Я бы ей сказал: «Только попробуй!»
— А она бы сказала: «Соглашайся, Медвежонок, мы с тобой вместе будем есть лошадей!»
— А я бы ей сказал: «А кто будет Медвежонком?»
— А она бы сказала: «А Медвежонка не будет. Будет коричневый волчонок Топотун».
— А кто будет Медвежонком?!
— Я же тебе говорю, — сказал Ежик, — Медвежонка не будет: будет коричневый волчонок Топотун.
— Отойди! — рявкнул Медвежонок. — Или я не знаю, что я с тобой сделаю.
— Так это же не я — это же Волчица, — сказал Ежик.
— Все равно! — сказал Медвежонок.
И заплакал.
— С тобой и поразговаривать нельзя, — сказал Ежик.
Медвежонок молчал.
— Что ж ты молчишь?
Медвежонок не ответил.
Он сидел на крылечке и горько плакал.
— Глупый ты: мы же с тобой б е с е д у е м, — сказал Ежик.
— А кто будет Медвежонком? — всхлипывая, спросил Медвежонок».

Глупо спорить, для кого писал Козлов. Он был просто настоящим, взаправдашним сказочником. Со своей, только своей мудрой интонацией, с лица не общим выражением и стилем, который невозможно имитировать. Честно говоря, нам еще предстоит понять, что мы потеряли в субботний день едва начавшегося года. Сказочники и так уже почти перестали рождаться, а уж тех, кто разговаривает с детьми по-честному, не пряча их от жизни и затушевывая правду яркой карамельностью…

На места всех, конечно, расставит только время, но почему-то очень вспоминается еще один неприметный затворник по фамилии Андерсен, не боявшийся делать свои сказки почти неизбывно печальными. Печальными, но не беспросветными. Потому что кончается все и впрямь хорошо.

«Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять землю. И тогда он вырастет. А если я умру, он будет делать то же самое — и мы не умрем никогда...»
— Послушай, — сказал он Медвежонку, — ты не бойся. Ты весной вырастешь снова.
— Как деревце?
— Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять землю.
— А ты не забудешь?
— Что ты!
— Не забудь, — попросил Медвежонок.
Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер.
Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить — это значит посадить, как деревце».

Новости и материалы
«Жена Нагиева» улетела с мужем из России: «Приходим в себя»
Лавров рассказал, когда состоится конференция России и Африки
Собчак о режиме сна: «Единственная роскошь»
В «СберБанк Онлайн» появились мини-экоcистемы «Дом» и «Авто»
Премьер Киргизии посетит Россию в декабре
Соболенко заявила, что выступает против участия трансгендерных женщин в теннисе
Клаве Коке предсказали крах карьеры из-за ухода из Black Star
Лавров обвинил Европу в нежелании завершить конфликт на Украине
В Москве перекрыли движение транспорта
Иосиф Пригожин о многомиллионных гонорарах артистов в Новый год: «Кому дорого, тот не покупает»
Ким Кардашьян показала фото со свадьбы на берегу океана
В Госдуме попросили Роскомнадзор проверить Call of Duty на русофобию
Песков призвал чиновников быть аккуратными на фоне угроз со стороны Украины
Украинские военные пожаловались на потерю морального духа
Финский политик объяснил, почему Зеленский согласился на выборы
Лавров оценил роль Запада в урегулировании конфликта на Украине
Экс-жена миллиардера Лебедева снялась в мини-юбке у бильярдного стола
Лавров предупредил об ответе на изъятие российских активов в Европе
Все новости