На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Мифотворец в маминой кофточке

Обзор выставки Леонида Тишкова «В поисках чудесного»

Даблоиды, Водолазы, Стомаки, Живущие в хоботе и прочие порождения Верхнего и Нижнего миров оккупировали залы Московского музея современного искусства на выставке Леонида Тишкова «В поисках чудесного».

Время персональных художественных мифов, казалось бы, прошло безвозвратно. Это в перестроечные и первые постперестроечные годы авторы с упоением плодили воображаемые цивилизации и вымышленных персонажей, прививая у публики вкус к постмодернизму с оттенком безбашенного фэнтези. К началу нынешнего столетия, почуяв «усталость» и немодность сего тренда, от него отстранились даже самые увлеченные адепты – но только не Леонид Тишков. У этого художника образовалась своя дорога, на которой он ни от чего не отрекался и ни к кому не набивался в попутчики. Склонность к безудержному сочинительству со временем трансформировалась у него в причудливый романтизм. А тотальная ирония преобразовалась в меланхолическую задушевность.

Основные вехи тридцатилетней карьеры Тишкова представлены сейчас на его большой ретроспективе в Ермолаевском переулке.

Здесь-то и обнаруживается, что, несмотря на существенные перемены в сюжетах и технологиях (к живописи и графике давно добавились видеоинсталляции и рукодельные объекты), этот художник всегда придерживался своей внутренней интонации. Сформулировать ее не так уж просто: она не выливается в отчетливую программу действий, но ощутима во всех без исключения работах. Благодаря этой интонации Тишков смог построить ретроспективу без всякой хронологии: мол, в такие-то годы у меня было вот так, а потом стало иначе. Нет, опусы разных периодов образовали единую иерархию из Нижнего, Срединного и Верхнего миров – и оказалось, что в эту структуру прекрасно вмещаются любые плоды тишковского творчества. Пусть даже такое деление отдает мистификацией, оно все равно не перестает работать. Автор не пытается никого обхитрить и не строит из себя главного шамана современности. Считаете происходящее игрой – пожалуйста, пусть будет игра. Но сам при этом продолжает нашептывать таинственные заклинания.

Тот факт, что Тишков эту игру не бросил когда-то вместе со всеми, а лишь видоизменил правила, придает его выставке редкую по нынешним временам цельность. Выясняется, что постмодернистские комиксы про даблоидов (уродливых двойников человека в виде загогулины со ступней) могут неожиданно легко уживаться с культом вязаного человечка Никодима и с плетением магических объектов из лоскутов. И что утопический архитектурный мир, возведенный из хлеба и макарон в проекте «Ладомир», нисколько не противоречит псевдорекламным постерам с историей обладания персональной луной.

Философическая завиральность всех тишковских сюжетов и есть тот стержень, на который нанизываются все новые и новые серии.

Автор ничего зрителю не втюхивает, не рвет на себе рубаху в порыве будто бы искренности, а несколько даже смущаясь произносит: «На мой взгляд, в жизни все устроено страннее, чем кажется. Вот, к примеру, такая история – согласен, неправдоподобная на первый взгляд, но ведь это как отнестись...». И разворачивает целую космологию про инфернальных Водолазов, допустим, или про Живущих в хоботе, которые вроде бы люди как люди, но угораздило их поселиться в слоновьих органах. Между прочим, в этом местообитании есть свои плюсы, но и минусов тоже хватает... И тут же, почти без паузы (то есть хронологическая пауза была, конечно, но на выставке она ничем не обозначена), художник выводит на авансцену собственных родственников, например демонстрирует в качестве объектов ватник своего деда и платье покойной матери. И не скажешь слету, то ли вымышленные герои становятся достовернее от соседства с реальными артефактами, то ли эти артефакты преисполняются мифологическим содержанием.

Эволюционным путем Леонид Тишков из постмодерниста превратился в сказочника.

Пожалуй, это и есть его нынешнее амплуа. Нечто среднее между Андерсеном и Распэ – с поправкой, конечно, на сюрреализм, иронию и все остальное, без чего современный сказочник выглядел бы слишком наивным. Однако Тишкову хватает ума и таланта, чтобы эту наивность не прятать слишком далеко и не маскировать ее под цинизм. Его изобразительные байки всегда чуть грустны и, страшно сказать, почти сентиментальны. По сути, этот контраст с типовыми установками века становится определяющим. Так что главный миф, созданный Тишковым, тот, что автор будто бы движется в ногу со временем. В действительности сказочные дороги секундомером не поверяются.

Новости и материалы
В МИД заявили, что Россия не станет финансировать ОБСЕ
В МИД заявили, что РФ учитывает в военном планировании расширение контингента НАТО
Мерц заявил об «империалистических планах» Путина
СМИ узнали об условии «коалиции желающих» для признания статуса новых регионов РФ
В Екатеринбурге мальчик забрался на подоконник и справлял нужду из окна
В Кемерово восьмиклассник играл в прятки и обстрелял приятеля из пневматики
В России стал доступнее один из самых дешевых китайских кроссоверов JAC JS3
Россиянам назвали главный признак токсичного коллектива
Названы анализы, которые точнее всего показывает биологический возраст
«Фенербахче» нашел сенсационную замену Моуринью
Россиянка из ревности едва не заколола вилами соперницу
В одной из бригад ВСУ на Харьковском направлении остался один боеспособный батальон
В Москве произошел пожар в многоквартирном доме
В США нашли причину неудач Украины на фронте
На Камчатке в яме с рыбными отходами обнаружили медвежонка
Наемники «Избранной роты» ВСУ в зоне СВО копируют сцены расстрелов из сериала
Shaman отказали в регистрации бренда «Я русский» после подозрений в оскорблении россиян
В России предложили создать свой криптобанк
Все новости