На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Нежной поступью надвьюжной

Новый роман Владимира Сорокина «Метель»

Вышел новый роман Владимира Сорокина «Метель» — закрывающий тему метели рассказ о впавшей в спячку России с эпидемиями, путешествием в Китай, великанами, карликами, волшебными предметами и, куда деваться, колодцем с фекалиями.

Это, конечно, Сорокин-ретро: из всех сорокинских произведений «Метель» ближе всего к «Роману», написанному еще в 1980-х. История снова замерла, как будто ее в России никогда и не было: прошло пять поколений после Сталина, на стенах портреты очередного государя и двух его дочек, деревня живет как при Глебе Успенском, бес в который раз водит нас по кругу. Естественно, буйным цветом цветет литература, как всегда в России, когда история впадает в спячку.

Сюжет повести до неприличия по-сорокински литературен.

Все метели, от Пушкина до Пастернака, идут в дело. Путешествующих по частной и казенной надобности тоже не мешает вспомнить, как минимум в диапазоне от Чичикова до чеховских докторов. Вплетается по случаю даже Достоевский с последними минутами приговоренного к смерти — классический монолог Мышкина, разве что в рокерской обработке, выдает под действием наркотика главный герой «Метели».

Сказки плюс вся низовая культура тоже не забыты: великаны, карлики, волшебные предметы, колодец с фекалиями — к сорокинскому сюжету, как к снежному кому, прирастает все.

Уездный эпидемиолог Гарин спешит в деревню, зараженную невнятно прописанной у Сорокина боливийской чернухой. До чернухи доктор не дотянет: наркотики и великан, так некстати разлегшийся на дороге, заведут его прямиком в Китай. Гаринский возница, всю поездку морочивший голову максимами в духе Платона Каратаева, помрет еще раньше — не потому, что интеллигенция в лице доктора заездила, а просто потому, что каратаевская болтливость в народе давно уже не дружит с каратаевской деловитостью.

Что же до самой метели, эту изъезженную тему Сорокин явно закрывает.

Отношения человеческого мира и стихии теперь точно не строятся по принципу «осмысленное — деструктивное». Трудно представить что-то более хаотичное, чем действия сорокинских марионеток: здесь и постоянные кульбиты, и псевдопатетические речи, и демонстративно нелепые сюжетные ухабы, и общая зашкаливающая российская бестолковость.

Зато метель предсказуема и постоянна.

Так же, как и все, что не нуждается в русском человеке, например, самозарождающийся войлок племени витаминдеров (это от их зелья пробивает на Достоевского) или растущие по минутам ногти жертв чернухи.

Одной природы с метелью и сорокинский язык — гладкий, пресноватый; язык, за пределами которого остается все человеческое.

Если признать его выжимкой советской прозы образца 1960—1980-х годов, тогда центральное событие «Метели» нужно описывать как встречу высокой классики с усредненной соцреалистической нормой. После которой у русской литературы, конечно, одна дорога — в Китай.

Владимир Сорокин. «Метель». М., АСТ, 2009.

Новости и материалы
Историк раскрыл, сколько японцев тайно поддерживают Россию
Стала известна реакция американцев на саркастичное видео Трамп о митингах в США
Жалобу рэпера Влади оставили без движения
Кипрский журналист раскрыл стратегию Запада в отношении России
Итальянская компания прекратила поставки газа в Турцию по «Голубому потоку»
В Госдуме заявили о бумажном «терроре» в отношении учителей
Основатель Binance заподозрил Трампа в создании биткоина
Синоптик не прогнозирует снег в Москве в ближайшую неделю
Экс-замминистра ДНР отрицает вину в хищении денег у Минобороны
Суд утвердил изъятие имущества на 480 млн рублей у бывшего чиновника Росприроднадзора
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Самая молодая страна Азии стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Все новости