На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

То березка, то рябина

Выставка «Александр Александрович Киселев и его ученики» в Третьяковской галерее

Были в России и другие пейзажисты кроме Шишкина с Левитаном, в чем можно убедиться на выставке «Александр Александрович Киселев и его ученики», открывшейся в Третьяковской галерее.

Для начала придется с сожалением констатировать, что лирическая пейзажная живопись редко трогает сердца наших современников. Если сами по себе природные красоты еще могут вызывать что-то вроде душевной взволнованности, то отображение их в искусстве чаще оставляет зрителя равнодушным. Например, бродя по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, нетрудно заметить, что

публика обычно реагирует на сюжетные картины с обилием действующих лиц. По пейзажам взгляд скользит почти не останавливаясь, если только речь не о хрестоматийных произведениях Айвазовского, Шишкина, Левитана.

Сказано сие никому не в упрек, а ради понимания текущей ситуации. Минули времена, когда скромные среднерусские или украинские пейзажные мотивы по-настоящему будоражили взоры и рождали волну эмоций. А ведь даже еще сто лет назад, не говоря уж о второй половине XIX века, художники вроде нынешнего бенефицианта Александра Киселева пребывали в фокусе общественного внимания. Звание пейзажиста было почетным и до невероятности актуальным. Зрителям и в голову не приходило, что полотно с видом на речку, сосновый лес или пшеничное поле может показаться «скучным» и «лишенным интеллектуального содержания».

Пожалуй, именно таким, не сегодняшним, а ретроспективным взглядом стоит посмотреть на выставку работ Киселева и его учеников, чтобы уловить здесь главное. Александр Александрович был не только блистательным мастером пейзажа, но и талантливым преподавателем, профессором Императорской академии художеств. Учиться к нему шли с большой охотой, поскольку

он своих воспитанников не подавлял и собственную манеру им не навязывал.

«Вы меня слушайте, — говаривал он студентам, — а делайте так, чтобы на меня не было похоже». И действительно, этот метод работал. Когда в одном выставочном пространстве собрались работы самого Киселева и ряда его учеников — Марии Якунчиковой, Василия Переплетчикова, Ильи Остроухова, Николая Сапунова, Константина Горбатова, то разница в индивидуальных манерах стала заметна невооруженным глазом.

И дело не только в том, что рано умершая Якунчикова тяготела к символизму, а Сапунова, тоже погибшего молодым, можно отнести к провозвестникам авангарда. Иногда различия в стилях напрочь затмевают связь между учителем и учениками, которые спешат открывать новые горизонты и отказываются от преподнесенных им установок. Но в этом случае было иначе. Ощутимо, что

воспитанники Киселева его уроков не забывали — они их переосмысливали.

Другими словами, веяния современности не служили достаточным основанием для того, чтобы похерить полученные в юности навыки. Так что стоит поразиться, до какой степени универсальной оказалась педагогическая система Киселева – вроде бы честного и незамысловатого реалиста без всяких модернистских «тараканов» в голове.

У него учились, кстати, не только будущие профессионалы, но и любители — вспомнить хотя бы, что он преподавал живопись и рисунок представителям купеческих кланов Мамонтовых и Морозовых. Преподавал весьма успешно, если судить по картине Михаила Мамонтова «Дорога через овраг» или полотнам еще одного талантливого дилетанта Ильи Остроухова, коллекционера и музееведа. А еще Киселев был известным художественным критиком, чьи рецензии регулярно публиковались в журнале «Артист». По биографии Александра Александровича вообще можно судить о том, насколько насыщенной и кипучей была атмосфера тогдашней художественной жизни в России. Она не выглядела унылым и пафосным «служением муз», в ней хватало страстей, споров, незлобивого или, наоборот, беспощадного юмора. И Киселев был, по определению Игоря Грабаря, «одной из заметнейших фигур старой художественной Москвы». Увы, выражение «старой Москвы» в этой цитате оказалось симптоматичным. Перипетии ХХ века привели к тому, что имя этого художника подзабылось, вернее, стало достоянием исключительно музейщиков и коллекционеров. А вместе с именем подзабылся и интерес к лирическому пейзажу. Вряд ли нынешняя экспозиция этот интерес способна реанимировать в хоть сколько-то заметном масштабе, но для отдельно взятого, вдумчивого и чувствительного посетителя персональный шанс всегда остается.

Новости и материалы
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Еще одна страна стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Трамп рассказал, когда Таиланд и Камбоджа подпишут мирный договор
В деле об ограблении Лувра участвуют более ста следователей
В ОП предупредили о штрафах для компаний за запрет выезда за границу сотрудникам
Рогов заявил о ликвидации американского наемника в зоне боевых действий
Чемпионский бой UFC между Аспиналлом и Ганом признан несостоявшимся
Все новости