На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Коммунисты и зонтики

Дневник Венецианского кинофестиваля

Дневник Венецианского кинофестиваля: Денев и зонтики; но уж точно не гений; бесконечная погоня за попкорном.

С заголовком нового фильма Франсуа Озона прокатчики намучаются. «Potiche» — декоративная ваза («эта капля переполнила вазу моего терпения», говорит героиня фильма) и в то же время презрительное обозначение для клуши-домохозяйки, не годной ни на что дельное. Именно такой предстает на экране главная актриса французского кино Катрин Денев, уже второй раз работающая в фильме продуктивного режиссера-провокатора. В красном спортивном костюме она обегает поутру живописные окрестности богатого дома. Там она обитает на протяжении уже тридцати лет со своим супругом — деспотичным директором фабрики по производству зонтиков (привет «Шербурским зонтикам»; кстати, Денев и тут поет). «Potiche», как и «8 женщин» того же Озона с той же актрисой, — экранизация старой театральной пьесы, которую режиссер изрядно переработал.

И вновь салонный водевиль, за которым стоит нечто большее. Социальная драма, политический памфлет.

Сюжет прост. На заводе бастуют рабочие, директор взят в заложники, а потом сражен инсультом. Разрешать кризис берется идеальная супруга: больше некому. Заняв место в правлении и вникнув в дела предприятия, она оказывается гораздо более эффективным управленцем, чем ее несговорчивый и властный муж. Выстраивается любовный треугольник: дама, ее нелюбимый супруг-соперник и бывший любовник, профсоюзный лидер и депутат от компартии. Мужа играет Фабрис Лукини, один из любимых актеров Эрика Ромера.

Коммуниста — феноменальный (впрочем, как всегда) Жерар Депардье, стриженый под горшок.

Их совместные сцены с Катрин Денев, бывшей его партнершей в добром десятке картин, начиная с «Последнего метро» Франсуа Трюффо, — отдельный перформанс, самоценное произведение искусства. Когда эти двое танцуют на дискотеке в местном кабаре «Бадабум» под какой-то хит 1970-х, время, кажется, останавливается.

Озон — человек весьма одаренный. Возможно, даже талантливый, но уж точно не гений.

Ничего страшного, гении встречаются нечасто. Только с очевидным дефицитом больших авторов в современном европейском (и особенно французском!) кино реноме подобных фигур растет непропорционально значимости их творчества. Будто осознавая это, Озон работает без остановки, выдавая в год по фильму, берет если не качеством, то хоть количеством. А в сердцевине каждой картины один-единственный забавный парадокс, не более. В этом случае совмещение поверхностного комедийного жанра с политическим месседжем.

Перед нами фильм о женской эмансипации.

В оригинальной пьесе домохозяйка становится директрисой фабрики. В фильме героиня идет дальше: одолев мужа-тирана, она баллотируется в депутаты и побеждает на выборах своего бывшего возлюбленного. Негуманный капитализм повержен, пришла эра умеренного, просвещенного социализма. В образе супруга-фабриканта Озон спародировал Николя Саркози, героиня Денев – куда более мягкий и дружеский шарж на Сеголен Руаяль. Проблема лишь в том, что если защита прав женщин еще до какой-то степени волнует автора, то политические пертурбации его мало интересуют.

Он апеллирует к широким народным массам отнюдь не потому, что является убежденным леваком, а только потому, что мечтает покинуть гетто фестивальных режиссеров и понравиться «попкорновой» аудитории.

Пока все усилия тщетны: пролетарии Озона не смотрят, его зрители – умеренные центристы, культурный средний класс… И те самые мелкие капиталисты, которые видят в его картинах эталон радикального кинематографа. Недаром предыдущая картина режиссера «Рики», посвященная рабочему классу, большого прокатного успеха не имела (приветом из нее в «Potiche» появляется замечательный Сержи Лопес в роли водителя грузовика), а новая наверняка пройдет на ура.

Что, в общем, прекрасно. Из таких просвещенных, умных и работящих режиссеров, как Озон, и складывается культурный слой кинематографа, на фоне которого рано или поздно вырастет пара-другая гениев. Да и на Катрин Денев всегда посмотреть приятно.

Новости и материалы
На российскую зоозащитницу завели дело по заявлению мужчины, переехавшего щенят
В Катаре несколько силовиков получили ранения при ударе Израиля по лидерам ХАМАС
В Донецке прогремели взрывы на фоне обстрела
«Просто явил чудо»: знаменитая теннисистка высказалась о финале US Open
Ветеран «Спартака» объяснил, почему Умярова не вызывают в сборную России
Принц Гарри встретился в Лондоне с королем Карлом III
Россиянка не нашла в отеле ОАЭ алкоголя и засудила туроператора
Россиянам рассказали, какие препараты не работают у курильщиков
В украинских Сумах прогремел взрыв на фоне воздушной тревоги
Трехлетняя девочка чудом выжила, подхватив в Сочи астровирус
Лимит на легионеров в России призвали не менять
Толпа подростков жестоко избила 12-летнюю девочку в российском регионе
На западе США произошла стрельба в средней школе, ранены ученики
В США заявили о сигнале Путина Западу по поводу отправки европейских войск на Украину
В России разработаны правила взаимодействия во время ограничений в аэропортах
Карпину дали совет
Стало известно, сколько денег не хватило у СКА, чтобы не переносить матч с «Амуром»
44-летняя Джессика Альба снялась в облегающем платье: «Ангел»
Все новости