На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

И отделил он свет от тьмы...

В «Гараже» открылась выставка Джеймса Таррелла

На выставке знаменитого американца Джеймса Таррелла в «Гараже» представлены световые объекты и инсталляции разных лет. Нефигуративные оптические иллюзии и являются главной специализацией этого автора, который утверждает: «Свет никогда не исчезает, и, даже когда вы его не видите, все равно можете его почувствовать».

Укротить стихию света, поставив ее на службу искусству и обществу, — такова была мечта еще первых авангардистов, не довольствовавшихся традиционными для художников форматами и материалами. Надо заметить, что мечта эта сбылась, хотя и не совсем в том виде, как грезилось экспериментаторам в начале минувшего столетия. Реклама на улицах, иллюминация исторических объектов, дизайн бутиков, сценография концертов и дискотек — словом, не перебрать всего, из чего складывается сегодняшняя световая среда, вполне революционная по отношению к далекому уже прошлому.

Но где, спрашивается, в этом глобальном фейерверке подлинный эстетизм и воздействие на человеческую душу?

Джеймс Таррелл как раз принадлежит к тем представителям поколения шестидесятников, которых заботила тема восприятия искусства, а не просто создание эффектных опусов. Понятно, что существенная роль отводилась визуальной психоделике. Пространственно-световые объекты должны были рождать ощущение своеобразного транса, сдвигающего привычные представления о реальности. Несколько образчиков той поры из серии «Проекции» фигурируют на выставке в «Гараже». Скажем, наложение двух световых «пластов» на угол комнаты создает иллюзию куба, коего нет и в помине. Отчасти это похоже на приемы из арсенала фокусника, однако Таррелл, как и его былые соратники по движению «Свет и пространство в Калифорнии», относился к подобной деятельности более чем серьезно.

В итоге весь мир (по крайней мере международный арт-истеблишмент) поверил в значимость световых экзерсисов. Имя Джеймса Таррелла стало символизировать именно эту сферу искусства.

Со временем из экспериментатора он превратился в классика — несколько даже старомодного, но надежного, как зажигалки Zippo. Сегодняшние кураторы с охотой берут работы Таррелла во всевозможные проекты — например, его световая инсталляция «Ganzfeld» сейчас демонстрируется в Арсенале на венецианской биеннале. И действительно, кого еще и приглашать в экспозицию под слоганом ILLUMInations, как не прославленного «скульптора света»? Это же произведение показано и в Москве. Зритель попадает в обширный зал с пустыми стенами и подвергается воздействию переменных световых полей разных колористических оттенков. Предполагается, что такое погружение в среду без материальных ориентиров вызовет мобилизацию бессознательных образов, что окажется сродни путешествию в неведомое. Еще более интенсивной обработке подвергаются участники индивидуального тура внутрь проекта под названием «Капсула восприятия (Падение светового господства)». На 14 минут лежачий зритель отправляется в капсулу, с виду похожую на батискаф. В ходе сеанса светотерапии внутренний мир «пациента» обретает весьма оригинальный опыт — хочется верить, благотворный для психики.

Специально построенный в «Гараже» для выставки Таррелла лабиринт приводит посетителей то в зал с голограммами, продуцирующими псевдообъемные цветные лучи, то в шоу-румы с «пространственными манипуляциями», то в экспозицию с архитектурными моделями для исследования различных типов света.

Последняя разновидность экспонатов стала следствием многолетней работы художника над преобразованием кратера потухшего вулкана Роден, что в аризонской пустыне, в авторское художественное пространство.

Об этом проекте, который превратился для Таррелла в идефикс, многие наслышаны, однако очевидцев немного. Надо полагать, что в недрах своего возлюбленного кратера автор чувствует себя едва ли не повелителем вселенной. Отблески этого модернистского мифа долетают до широкой публики в форме разрозненных инсталляций. Признаться, они не всегда обладают тем гипнотическим действием, которое приписывает им молва. Но статус классика уже не зависит от чьих-то персональных разочарований или недоумений.

Новости и материалы
Шейх встал на колено и сделал неожиданное предложение Волочковой
Раскрыт секрет природной защиты ДНК от повреждений
В Польше допустили применение одной статьи договора о НАТО из-за инцидента с БПЛА
Названа сумма, которую теряют россияне из-за отмены туров в Непал
Лепс восхитил 19-летнюю возлюбленную роскошным подарком: «Самый лучший муж»
МИД России считает израильский удар по Катару нарушением международного права
Белоруссия предупредила Польшу и Литву о подлете к границе дронов и сбила часть
«Претензий у меня нет»: пострадавший в драке со Смоловым об уголовном деле
Фатальное ДТП в Воронежской области попало на видео от первого лица
Губернатор Самарской области Федорищев закрыл Telegram-канал
Зейналова пожаловалась, что особенная дочь начала прогуливать колледж: «Я в ауте»
«Проникает и в сознание, и в сердце»: Долина оценила шансы Shaman на победу в «Интервидении»
Адвокат раскрыл, как Смолов может заплатить 20 тысяч и избежать судимости за драку
Звезда «Ералаша» о ранних браках: «Супер за»
В аэропорту Кольцово задержали пьяного пассажира, устроившего разборки при посадке
Фон дер Ляйен посетовала, что картины саммита на Аляске было «трудно переварить»
Пара подала на развод, не договорившись по поводу имени новорожденного ребенка
Российских школьников научат распознавать дипфейки
Все новости