На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Коллекционирование — это болезнь с позитивным знаком»

Интервью с коллекционером Михаилом Алшибая

Михаил Алшибая, известный кардиохирург и коллекционер произведений искусства, рассказал «Парку культуры» о том, как хобби превращается во вторую профессию, о том, что общего у медицины и коллекционирования и что для него значит провал коллекции.

Михаил Алшибая – знаменитый кардиохирург, заведующий отделением коронарной хирургии Института имени Бакулева. Однако в художественных кругах Москвы он известен еще и как многолетний собиратель искусства. Это давно уже не хобби, это пожизненная страсть. В начале сентября в музее «Другое искусство» при РГГУ откроется выставка «Линия», где Алшибая намерен представить не привычных для него нонконформистов советского времени, а звезд актуального искусства вроде Андрея Бартенева, Олега Кулика, Владислава Мамышева-Монро, Анатолия Осмоловского. Этот проект из программы Фестиваля коллекций современного искусства имеет шанс открыть для публики несколько неожиданную грань личности собирателя. В преддверии выставки корреспондент «Парка культуры» побеседовал с Михаилом Алшибая о том, каков все-таки потайной механизм, превращающий кардиохирурга в коллекционера.

— Когда человек любой профессии интересуется искусством, это обычно не вызывает вопросов. У каждого свои пристрастия. А вот если человек коллекционирует, причем упорно, сразу хочется понять: с чего вдруг? Вы же не потомственный собиратель искусства и к этому занятию пришли самостоятельно. Каким образом?

— Что касается преемственности в коллекционировании, то это сложный вопрос. В прежние времена коллекции нередко передавались по наследству и жили дальше, но среди современных собирателей это скорее исключение, чем правило. Знаю немало случаев, когда после смерти владельцев наследники их коллекциями распоряжались достаточно странно. Да и просто интерес к искусству – не такое распространенное сегодня явление, как может показаться. Что уж говорить о коллекционировании... В моей семье не было традиций такого рода, хотя мои родители и их родители тоже – все были образованными людьми. Я и сам себе не раз задавал вопрос: что же меня подтолкнуло к коллекционированию? Думаю, что без генетической основы тут не обошлось. У меня страсть к собиранию каких-то систем, серий, последовательностей имелась с детства. Например, я собирал ключики от шкатулок – это единственная из детских коллекций, которая у меня сохранилась по сей день, я ее даже изредка пополняю.

— А почему все-таки остановили выбор на искусстве?

— Очень трудно ответить. Подозреваю, что определенную роль здесь сыграла медицина, как ни странно. Вообще-то моя самая большая и ценная коллекция – это коллекция клинических случаев. В некоторых ситуациях рентгенограммы или операционные фотографии могут восприниматься в качестве произведений искусства. Я даже пару лет назад реализовал такой проект, где пытался представить свою работу как перформанс или художественный акт... Полагаю, что главным импульсом для того, чтобы начать собирать произведения искусства, был все-таки исследовательский интерес, хотя осознал я это постфактум. По сути, имел место эксперимент. Мне хотелось понять: что здесь ценно, в чем заключается качество? И начал я сразу с современного искусства, поскольку вещи из предшествующих эпох особого интереса для меня не представляли – как и сейчас, впрочем. Я не антиквар по натуре, хотя очень ценю эту красоту. Но предпочел сделать ставку, условно говоря, на «ничто» – из чистого эксперимента. Правда, были и другие импульсы. Скажем, в 1982 году я довольно случайно, по медицинскому поводу, оказался в доме у знаменитого коллекционера Якова Евсеевича Рубинштейна. Меня поразило, что все стены его квартиры были сплошь завешаны изумительными полотнами. Тогда мне впервые захотелось что-то иметь самому – пусть не коллекцию, а хотя бы две-три настоящие картины... Позднее я познакомился с Анатолием Зверевым и думал приобрести его работы, но как-то не складывалось. А когда он в 1986 году неожиданно умер, оказалось, что купить их теперь гораздо труднее. Тут я и понял: надо собирать. Кстати, работы Зверева я в свою коллекцию все-таки заполучил.

— Принято считать, что коллекционирование – это диагноз. Вы такое мнение разделяете?

— Да, это род заболевания. В слабой, зачаточной форме коллекционерская страсть свойственна очень многим людям, но серьезное коллекционирование – явная аномалия. Даже с сугубо статистической точки зрения. Ведь статистика играет огромную роль при определении понятия «нормы»... Настоящих коллекционеров крайне мало. Пожалуй, это форма фетишизма: собиратель обожествляет предмет своего увлечения. Но болезнь эта, на мой взгляд, все-таки с позитивным знаком. Лично мне она принесла много пользы. Конечно, искусство всегда напоминает о грустном, даже трагическом, но одновременно оно очищает душу. Для меня в какой-то момент именно это качество стало важнейшим критерием отбора. Чисто декоративные произведения мне малоинтересны: куда важнее душевные переживания, вложенные автором в картину или рисунок. Разумеется, искусство для меня было и остается чем-то вроде рекреации, возможностью передохнуть от медицины, но при этом оно повлияло и на мое формирование как хирурга.

— Настоящих коллекционеров мало, но еще меньше тех, кто не останавливается на однажды выбранном круге имен и явлений, а дрейфует вместе со временем. Вы начинали с нонконформистов-шестидесятников, а сейчас собираете и актуальное искусство. Не боитесь промахнуться, ошибиться в прогнозах? Стоит ли игра свеч?

— В этом и заключается эксперимент. Мне интересны те имена, которые пока еще находятся в тени. Например, творчество целого ряда шестидесятников сейчас музеефицировано и подробно описано. Их работы есть у меня в коллекции, но двигаться дальше в том же направлении уже не так увлекательно. Кстати, я никогда строго не ограничивался рамками нонконформизма, мне были интересны и пограничные явления. Я все время пытаюсь обратить внимание на тех, кого не знают или по каким-то причинам забыли. Даже обдумываю сейчас проект под несколько эпатирующим названием «Эксгумация»: хочется показать произведения уже покойных авторов из поколения 60–70-х, которые напрочь забыты. А среди них ведь были не только великолепные художники, но и потрясающие персонажи. Для меня очень значима личность, не просто произведения... Так вот, этот эксперимент распространяется и на современность. Хотя, конечно, могут быть и провалы.

— Не секрет, что среди коллекционеров «новой формации» немало таких, кто рассматривает это занятие исключительно как инвестиции в искусство, которые должны принести прибыль. У вас ведь иной подход, так стоит ли говорить о провалах? Главное – процесс, а не результат?

— Вы совершенно правы. О провалах я упомянул скорее в том смысле, что многие картины, которые я когда-то приобретал по любви, со временем теряли для меня прежнюю притягательность. Хотя самая первая картина, которую я купил давным-давно на Измайловском вернисаже, – это работа Беллы Левиковой – до сих пор висит у меня на стене, и я по-прежнему получаю от нее удовольствие... Осознание приобретается с опытом. Кстати, тот проект, который вскоре будет показан в РГГУ, называется «Линия» именно потому, что мне хотелось в нем показать, куда, на мой взгляд, движется искусство.

— А оно куда-то движется? Часто ведь говорят о том, что в искусстве все происходит циклически...

— Одно другого не исключает. Думаю, что в искусстве нет неуклонного, поступательного движения, но случаются революции. Вспомните хотя бы импрессионистов. Однако ценности в итоге остаются теми же. Я недавно наткнулся на такую метафору, что между наскальным изображением мамонта и заспиртованной акулой Дэмиена Херста есть прямая связь. Это вещи одного порядка.

— На уровне метафоры можно многое сблизить, а на деле порой выходит эклектика. Вы планируете показывать на выставке художников «постсоветского периода», а этот слой искусства не так уж органично следует из шестидесятничества. Если пройтись по персоналиям, получается вообще крайне противоречиво. Как весь этот разношерстный набор укладывается в логику единой коллекции?

— Даже когда я собирал преимущественно шестидесятников, я не ставил цели заполучить конкретные имена. Хотя мой друг, художник Владимир Немухин, мне всегда говорил, что надо очень серьезно относиться к отбору. Я к нему прислушивался, конечно, но совету не вполне последовал. Мне не столько хотелось собрать шедевры, сколько дать срез времени. Считаю, что в случае с шестидесятниками это во многом удалось. Но общался я даже чаще с художниками следующего поколения, иногда они дарили мне свои работы – отсюда у меня и пошла линия современного, сегодняшнего искусства. Эту часть коллекции я до последнего времени почти не показывал на публике и считаю, что теперь настало время. Ведь искусство «постсоветского периода», как вы выразились, – это ведь тоже своего рода революция, как и шестидесятничество. И хотя современные авторы часто отрицают связь с предшественниками, такая связь все же существует. Мне хотелось ее акцентировать. И потом, есть особенности коллекционерской личности. Куратор выставки Юлия Лебедева свою статью для каталога назвала «Доктор Хаос». Это про меня. Не люблю слишком аккуратных, приглаженных версий искусства.

— Ваше отношение к коллекционированию требует уйму сил, времени, квалификации, не говоря уж о деньгах. Как это все уживается с занятиями медицинской наукой и бесконечной хирургической практикой?

— Мой шеф Лео Бокерия иногда говорит, что тем самым я краду время у хирургии. Но могу сказать, что на свое увлечение трачу не больше десяти процентов свободного времени. По этой причине порой упускал потрясающие произведения... С другой стороны, хирургическая практика давала мне и некоторые преимущества, что уж тут скрывать. Художники иногда болеют... Да и вообще, к хирургам у нас в обществе имеется определенное уважение. Я всегда и везде находил хороший прием. Правда, дефицит времени не очень благотворно сказывается на поддержании человеческих отношений. Некоторые художники обижаются, что я подолгу, иногда годами, не могу добраться к ним в мастерскую. А вот те из авторов, кто был моим пациентом, не обижаются никогда. Хотя общение с художниками и есть, пожалуй, самое ценное, что я для себя нахожу в коллекционировании, естественно, я никогда не жертвовал хирургией ради любви к искусству.

— Далеко не все собиратели склонны участвовать в выставках, тем более придумывать собственные проекты. Вы же на этом поприще весьма активны. Что вами движет?

— Это продолжение все того же исследования. Всегда важна драматургия – и в пределах отдельного полотна, и при показе коллекции. Когда-то мне было даже страшно предъявлять работы публично: мол, скажут, понабрал всякой ерунды... Я всячески уклонялся от участия в выставках, пока однажды мой друг, блистательный коллекционер Игорь Санович (к сожалению, он умер год назад) не сказал мне: «Ты просто обязан давать работы на выставки. Что еще ты можешь сделать для художника?» Эта ремарка произвела на меня большое впечатление, я изменил свою позицию. А потом у меня стали рождаться различные экспозиционные идеи – буквально сами собой. Скажем, я однажды наткнулся на поэму Генриха Сапгира «Жар-Птица», посвященную памяти умерших художников его круга. И вдруг я обнаружил, что практически все, кого он там упоминает, есть в моей коллекции. Так возникла мысль визуализировать поэму. Этот придуманный жанр я назвал «поэма-инсталляция», выставка проходила в Литературном музее. К тому времени я уже хорошо понимал, что судьба художника всегда трагична. Так было на протяжении всей истории искусства и даже с самыми внешне благополучными авторами. Эту внутреннюю драму, которая почти неизбежно прорывается в произведениях, я очень ценю.

Новости и материалы
Трамп повысил пошлины против Канады из-за рекламы с Рейганом
42-летняя звезда «Универа» показала грудь в расстегнутой косухе
Литва временно закрыла КПП на границе с Белоруссией
Еврокомиссар заявила о неготовности ЕС к изъятию российских активов
Звезда «50 оттенков серого» о жизни со знаменитыми родителями: «Было страшно»
Аэропорт Вильнюса приостановил работу
Легенда «Ростова» рассказал, что поможет «Динамо» обыграть «Зенит»
Россиян предупредили об опасном для здоровья ароматизаторе для дома
Ким Кардашьян объявила о смене направления в карьере
В Ростовской области загорелся тягач
В Госдуме раскрыли последствия ухода с рынка российских энергоносителей
В Малайзии броневики охраняют подготовленный для Трампа отель
Кира Найтли объяснила, почему запретила дочерям пользоваться соцсетями
Ведущий «Модного приговора» призвал носить пыльники от обуви вместо сумок
Аэропорт Краснодара приостановил работу
Трамп обсудит с Си Цзиньпином сокращение Китаем импорта нефти из России
ЕС вошел в тройку главных торговых партнеров России
Стало известно состояние детей-спортсменов, пострадавших в ДТП в Самаре
Все новости