На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Скукины дети

В Театре.Doc состоялась премьера «Fucking A» Донатаса Грудовича

В Театре.Doc показали «Fucking A» Донатаса Грудовича по сценарию Лукаса Мудиссона к фильму «Покажи мне любовь»: в кино это была история о девичьей нежности на фоне провинциальной скуки, а в спектакле скука сгустилась и материализовалась.

В тусклом зеленом свете, который издает висящий под потолком куб, на сцену выползает нечто, замотанное в тряпье и лохмотья, кое-как поднимается с земли, цепко хватает за шею зрительницу в первом ряду и, наклонившись совсем близко, что-то шепчет свистящим шепотом. Затем под негромкое электронное постукивание вылетают две полуголые щебечущие девушки. Они фотографируются, прихорашиваются и щебечут, щебечут — в буквальном смысле слова, обмениваются какими-то фонетически-интонационными репликами, в которых не понятны ни слова, ни смысл произнесенного. Проходит минут пятнадцать, и пухлый паренек, который, уронив голову, спал все то время, что зрители входили и рассаживались, вдруг откроет глаза — и действие пойдет через те сюжетные вехи, которые были обозначены в фильме.

Но едва ли кто-то, не зная заранее, сможет угадать первоисточник.

В «Покажи мне любовь» (оригинальное название «Гребаный Омоль» было заменено кое-где по миру, в том числе и в России, на менее обсценное) Мудиссон рассказывал историю про двух девушек, живущих в маленьком провинциальном шведском городке Омоле. Одна — школьная красотка-блонда Элин, другая — зашуганная маленькая домоседка Агнес, вокруг придурковатые пацаны-одноклассники, которые целыми днями разговаривают о мобильных телефонах и тачках. Девушки случайно знакомятся, и между ними возникает сначала недоверие, затем дружба, затем нечто большее. Провинциальная бессобытийность служит фоном, на котором расцветает чувство одного, в общем, нежного создания к другому, не менее нежному, и эта самая нежность и становится главным героем фильма.

Дебютирующий в режиссуре Грудович не стал переиначивать сюжет, а просто сменил коды в самом сценарии, отчего вся история встала с ног на голову.

Его мало интересует лесбийская романтика, зато очень интересует скука — та, которую человек носит в себе, которая, говоря строчкой из стихотворения Бродского, «и вероятнее, и хуже ада». По Грудовичу, это только кажется, что в пятиэтажных гребаных омолях России и Европы ее заведомо больше, чем в столицах. В спектакле она везде — все действие происходит в полной темноте, и лишь узкий луч маленького прожектора выхватывает из ее мрака действующего персонажа; она цепко держит зрителя на протяжении всего действия, как периодически вылезающее на сцену существо в тряпье (его играет Донатас Грудович) — зрительницу в начале спектакля: да, эта самая пустота еще и в буквальном смысле одушевлена. В сценографии этой материи противопоставлен тот самый зеленый мерцающий куб: именно он здесь служит символом и источником всего — каких-то событий, жизни, ее благ, интереса; время от времени персонажи отвлекаются от действия и становятся в его блеклый свет, чтобы попросить для себя чего-то — не то убойной дури, не то секса, не то еще чего-то, что им нужно здесь и сейчас, но только не смысла, не самой жизни.

Куб безучастен и равнодушен — чего попросишь, того и дает, если захочет. Или не дает.

В отличие от романтичного и сентиментального шведа, Грудович нисколько не любуется своими персонажами (те красят губы, фотографируются на телефон, занимаются сексом, ведут туповатые разговоры), но и не казнит их. Он с какой-то сочувственной безучастностью наблюдает, как химеры развлечений, не приносящих удовлетворения, постепенно толкают его героев все дальше в зев всепожирающей метафизической пустоты;

не произнося морали в конце и не делая выводов, показывает: вот причина, вот ее следствие, если делать так и думать так, с тобой будет вот это, а сам ты превратишься вот в это.

От самого действия, которое с горки на горку бодро бежало в фильме Мудиссона, режиссер тоже избавляется — все движение происходит внутри как будто замершего, статичного кадра, и тихое электронное постукивание из колонок, не умолкающее на протяжении всего действия, лишь усугубляет это ощущение остановившегося времени.

Данная, в общем, простейшая операция над сценарием к молодежной комедии исполнена Грудовичем и его артистами с невиданной в Москве лихостью и удивительной для дебютанта точностью монтажа: в спектакле причудливо сочетаются отточенное физическое действие и кажущиеся сымпровизированными жесткие документальные диалоги, игра светом и звуком.

Смешиваются жанры: представление то притворяется комедией, то вдруг кто-то берет микрофон, и спектакль на пару минут становится мюзиклом, то просто кажется, что перед тобой балет или концерт современного танца. От происходящего на сцене расходится радостный для любого театрала аромат благотворной непосредственности: спектакль кажется пусть и зафиксированным в определенных точках, но перформансом, в котором действие рождается прямо на твоих глазах и происходит только здесь и сейчас. Тем удивительнее узнать, что Грудович тщательно репетировал с артистами каждую реплику и каждое движение — репетиции заняли около года.

Так что, кажется, режиссерский успех Грудовича не свалился на него по воле зеленого куба, а оказался выточен вручную из побывавшей в употреблении сценарной кинозаготовки. До сих пор он был известен как актер, причем актер острохарактерный: в его фильмографии рядом стоят роли в артхаусном хите «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики и коммерческом ремейке «Розыгрыша», поставленном Андреем Кудиненко, а в списке театральных работ — «Собиратель пуль» в театре «Практика» и «Заполярная правда» в Театре.doc. В театральной критике разговор о передающемся с генами театральном таланте считается не вполне комильфо, однако здесь придется отступить от этикета. Кажется, в том, что режиссерский дебют Грудовича обозначился именно «режиссерским» (в противовес «актерскому») спектаклем, есть немалая заслуга того чутья, которое сын Камы Гинкаса и актрисы Светланы Грудович унаследовал от своего отца. Которым оказались щедро одарены все дети гениального главрежа МТЮЗа: в начале 90-х сводный брат Грудовича Даниил Гинк стал автором пьесы «Лысый брюнет», в постановке которой дебютировал на театральной сцене Петр Мамонов — вместе с режиссером Олегом Бабицким они открыли новую эпоху в российском театре. Весьма возможно, режиссеру Грудовичу удастся сделать не меньше.

Новости и материалы
Синоптик рассказал, стоит ли ждать снега в Москве в ближайшую неделю
Экс-замминистра ДНР отрицает вину в хищении денег у Минобороны
Суд утвердил изъятие имущества на 480 млн рублей у бывшего чиновника Росприроднадзора
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Еще одна страна стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Трамп рассказал, когда Таиланд и Камбоджа подпишут мирный договор
В деле об ограблении Лувра участвуют более ста следователей
Все новости