На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Пейзажисты из коммуналки

Выставка «10 лет и 17 зим. Петр Митурич и Вера Хлебникова» в галерее «Ковчег»

В столичной галерее «Ковчег» открывается выставка «10 лет и 17 зим. Петр Митурич и Вера Хлебникова», рассказывающая о творческой жизни и семейных буднях четы художников.

Незадолго до того времени, о котором повествует нынешняя выставка, Велимир Хлебников писал: «Мне мало надо: краюшка хлеба да капля молока, да это небо, да эти облака». Пожалуй, не стоит полагать, будто близкие поэту люди — его сестра Вера Хлебникова и его друг Петр Митурич, поженившиеся вскоре после смерти первого Председателя земного шара, — так уж буквально руководствовались этим девизом в повседневности. Но, по большому счету, да. Постоянная необходимость добывать средства к существованию не заслоняла им неба с облаками. Почти каждое лето они на деньги, сэкономленные от зимних заработков, выбирались из Москвы куда-нибудь на волю — в Хвалынск, Солотчу, Судак, Джубгу, чтобы поработать с пейзажами. Об одном из таких семейных пленэров Петр Митурич писал, перефразируя строчку своего покойного друга: «Нам так мало надо: свобода, небо, море, тепло и скромная сытость. И это все было. Мало того, у нас был еще сынок, тут, где-то близко, в долине, и много еще летних дней впереди… как было хорошо. «О, если бы вечно так было», хотя бы не для нас лично, для художников будущего».

А в Москве снова ждали бытовые проблемы, поиски заказов, рутинное преподавание; Митурич был профессором ВХУТЕМАСа, что звучит сейчас крайне возвышенно и романтично, но в тогдашней жизни не являлось большим социальным преимуществом.

Просвет образовывали друзья и искусство. Рисовать для души получалось урывками, да и сюжеты для рисунков брались не самые впечатляющие:

пальто на вешалке, белье на веревке, чайник на плите, один и тот же вид из окна.

Еще они часто изображали друг друга и сына, будущего знаменитого иллюстратора Мая Митурича, в ту пору младенца. Круг тем и мотивов, что говорить, не поражает воображения, но сделано все настолько мастерски и проникновенно, что действует на зрителя почти гипнотически.

Эти двое из числа Председателей земного шара (в экспозиции даже фигурирует самодельное удостоверение, закрепляющее сей статус за Верой Хлебниковой) словно и впрямь могли руководить планетой, сидя в своей коммуналке на девятом этаже без лифта.

Отзвуки авангардных идей ощутимы на выставке время от времени — например, в беспредметных тушевых композициях Митурича, навеянных заумью Велимира Хлебникова, или в его же, Митурича, изобретательских проектах «дирижабля-волновика». Но, вообще-то, преобладают здесь иная эстетика и другое мировоззрение — поставангардные.

На смену утопиям пришла тонкая поэтизация реальности, возникающая вне футуристических эффектов и эпатирующих деклараций.

«Будущники» в лице Веры Хлебниковой и Петра Митурича — это люди с превосходным чутьем на природную и бытовую лирику, отвергающие всякую казенную фальшь. Хотя, конечно, для выживания приходилось им браться за всякую работу — скажем, в экспозиции встречается эскиз Веры Владимировны к картине под названием «Братский союз народов». Однако иллюзии такого рода развеялись быстро: проводники «линии партии в искусстве» образовали настолько антипатичный и корыстный клан, что приличным художникам место в нем находилось все реже.

Едва ли не единственным способом обеспечить хоть какую-то материальную устойчивость семьи оставались книжные и журнальные иллюстрации — они тоже представлены в экспозиции, и за них Митуричу с Хлебниковой наверняка не было стыдно. А впереди предстояло лето со «свободой, небом, морем» и самозабвенной работой для себя, то бишь для вечности.

«10 лет и 17 зим» — это и есть хронология перетекающих друг в друга состояний житейской рутины и творческой свободы. Столько зим провели художники в квартире на Мясницкой до смерти Веры Хлебниковой и столько лет выбирались на свободу. Благодаря их внучке Вере Маевне Хлебниковой-Митурич наследие того времени не только сохранено, но и разложено по условным документальным полкам. Семейный архив — в любом случае ценность, а здесь еще речь идет и о ценности художественной.

Новости и материалы
В Госдуме заявили о бумажном «терроре» в отношении учителей
Основатель Binance заподозрил Трампа в создании биткоина
Синоптик не прогнозирует снег в Москве в ближайшую неделю
Экс-замминистра ДНР отрицает вину в хищении денег у Минобороны
Суд утвердил изъятие имущества на 480 млн рублей у бывшего чиновника Росприроднадзора
Юрист объяснила, какие обстоятельства помогут увеличить пенсию
Еще одна страна стала членом АСЕАН
Доцент назвала возраст, когда человек начинает стареть
Малайзия проведет масштабную операцию для охраны Трампа на саммите АСЕАН
Ракета-носитель с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии
Военный эксперт заявил об увеличении серой зоны на участке Песчаное — Глушковка
Российский военный рассказал, как боец ВСУ попал в плен после возвращения в блиндаж
В Хабаровске рядом со зданием мэрии произошла смертельная авария
Военный эксперт считает, что ВСУ не разрешат использовать Tomahawk самостоятельно
Историк назвал два условия для отказа Японии от помощи Украине
«Ашан» зарегистрировал в России новый товарный знак
В США предупредили о трудностях с отоплением зимой на Украине
В Госдуме рассказали о субсидии на жилье для ряда россиян, доступной раз в жизни
Все новости