На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Как сказал генеральный секретарь

Выставка «Те же в Манеже» отмечает полувекой юбилей разгона выставок нового искусства Никитой Хрущевым

Выставка «Те же в Манеже» отмечает полувековой юбилей знаменитого феерического визита Хрущева на выставку и отдает дань памяти плевкам и матерной ругани главы государства.

Выставочный зал Манеж ударился в воспоминания: вслед за выставкой «История советского дизайна», о которой уже писала «RusTopNews.Ru», открывается юбилейная экспозиция «Те же в Манеже». Ровно 50 лет назад, в начале декабря 1962 года, Никита Сергеевич Хрущев посетил Манеж и в прямом смысле слова разогнал выставки «абстракцистов и педерасов». С этого события принято отсчитывать историю неофициального искусства Москвы.

Часть историков искусства полагают, что реакция Хрущева, описанная даже в школьных учебниках истории, была запланирована некоторыми членами Политбюро и руководством Академии художеств РСФСР, которое было недовольно чересчур активной молодежью. Энергичная «Группа девяти», в которую, среди прочих, входили классики «сурового стиля», а тогда совсем молодые П. Никонов, Н. Андронов, А Пологова, отделившийся позже М. Вейсберг и др., претендовала на перемены в Московском союзе художников. В 1961 году, кстати, выставка «Девятки» решением парткома МОСХ была закрыта для публичного посещения. И именно «суровые» художники наряду с абстракционистами подвергались жесткой критике.

«Предельно жалкие, плоские подобия людей, безликие, угрюмые, схематизированно очерченные, в нарочито условной среде», — так писала критика в начале 1960-х о «Геологах» Павла Никонова.

Этих «Геологов», которые стали иконой сурового стиля, после разгромленной выставки ХХХ-летия МОСХ в Манеже молодой художник чуть было не уничтожил, картину удалось спасти благодаря случайности.

На самом деле в те дни 50 лет назад в Манеже работали две выставки — юбилейная «30 лет МОСХу», ради которой ряд художников на волне оттепельных свобод достали с антресолей старые работы 1920—1930 годов, и выставка студии «Новая реальность» под управлением Элия Белютина.

В памяти обе экспозиции слились в одну: экзальтированный Хрущев перетянул на себя одеяло.

И нынешняя юбилейная выставка в Манеже отдает дань в большей степени истерике генсека, чем белютинцам, «суровым» и абстракционистам.

Абстракции, собственно, на Манежной выставке как таковой не было.

Впервые советские художники увидали живых абстракционистов всего за пять лет до того, на фестивале молодежи и студентов 1957 года. Это оказало колоссальное влияние на умы: после фестивальной американской выставки свои первые абстракции сделали Лидия Мастеркова и Владимир Немухин, перестал рисовать этюды Оскар Рабин. На это обратили внимание и власти: в 1960 году появился знаменитый фельетон Романа Карпеля «Жрецы помойки № 8» о художественных происках Лианозовской группы. «Абстракция» в глазах Хрущева смешалась с «антисоветским».

На «Тех же в Манеже» среди 13 уцелевших картин белютинцев (Веры Преображенской, Майи Филипповой, Инны Шмелёвой, Бориса Жутовского, Леонида Мечникова), слайдов с несохранившимися работами, документов (например, рукописный список художников для прохода на открытие) очень трудно найти что-то антисоветское. Но вот дань памяти Хрущеву она отдает:

карандашом обведен кружок на картине «Карьер» Леонида Мечникова: в это место, по преданию, попал хрущевский плевок.

В павильоне выставки звучит фонограмма выступления Хрущева: слышны и «педерасы», и «абстракцисты», и выговор Эрнсту Неизвестному за нецелевое использование водопроводных кранов — он переливал их в скульптуры... Никто из них тогда не мог думать, что Неизвестный с Борисом Жутовским, также участником белютинской выставки, после отставки Хрущевым будут прощены, подружатся с ним, а после кончины сделают надгробие.

Ну а после Манежа-1961 начались памятные «встречи с интеллигенцией», а в буквальном смысле оплеванное советское «дегенеративное искусство» стало уходить в подполье. В течение полувека искусство нонконформизма сложно было рассматривать вне политических коннотаций. Хотя уже в 1970-х это вызывало известное раздражение. В небольшой книге Людмилы Бехтеревой о неофициальном искусстве, изданной парижским издательством «А—Я» в 1979 году, автор пишет об образовавшемся в результате арт-подполье так: «Социально-политический, антиценностной критерий... обеспечил ему, с одной стороны, адептов, с другой — хулителей, но равно не расположенных к его внимательному изучению».

И, если постараться рассматривать 13 картин, которые спустя полвека вернулись в Манеж, забыв об истории гонений и интриг в Союзе художников, искренне удивляешься упрямой вере в то, что истерика главы государства смогла породить направление в искусстве. Так что неизвестно, юбилей чего именно важнее для истории искусства — начала очередных гонений на творческие эксперименты или впервые публично произнесенное главой государства слово «педерасы».

Новости и материалы
В Госдуме попросили Роскомнадзор проверить Call of Duty на русофобию
Песков призвал чиновников быть аккуратными на фоне угроз со стороны Украины
Украинские военные пожаловались на потерю морального духа
Финский политик объяснил, почему Зеленский согласился на выборы
Лавров оценил роль Запада в урегулировании конфликта на Украине
Экс-жена миллиардера Лебедева снялась в мини-юбке у бильярдного стола
Лавров предупредил об ответе на изъятие российских активов в Европе
Лорак снялась с мужем и повзрослевшей дочерью возле наряженной дома елки
Ивлеева намекнула, что не умеет дружить: «Суть во мне самой»
В Петербурге задержали подростка после стрельбы в вагоне метро
СФ ратифицировал соглашение об укреплении сотрудничества между РФ и Индией в военной области
Австралийским подросткам младше 16 лет теперь запрещено пользоваться соцсетями
«Мыслей таких нет»: Лавров заявил, что Россия не собирается воевать с Европой
Захарова и ее дочь появились на публике в одинаковых пышных платьях
Уголовное дело возбуждено после избиения в Москве модели из Краснодара
В сети появилось видео пожара в торговом центре в Улан-Удэ
Дочь Трампа вышла на публику в мини-платье с декольте
В США знаменитого оперного певца зарезал родной сын
Все новости