На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Живой за спасибо

Выставка «Житие Владимира Высоцкого» в Фотоцентре на Гоголевском бульваре представляет собой коллективный юбилейный оммаж великому певцу и актеру

Выставка «Житие Владимира Высоцкого» в Фотоцентре на Гоголевском бульваре представляет собой коллективный юбилейный оммаж великому певцу и актеру.

Близящееся 75-летие Высоцкого уже подняло медийную волну, довольно пенистую на вид. Имя и образ юбиляра эксплуатируются в самых разных контекстах — от телевизионного кулинарного шоу до вереницы сборных концертов с соответствующим репертуаром. Кульминация ожидает нас в пятницу и субботу — например, Первый канал собирается посвятить Владимиру Семеновичу практически весь субботний эфир. При таком массированном натиске на сознание скромные документальные сюжеты вроде нынешней выставки в Фотоцентре обречены оставаться на периферии «датских» торжеств. Хотя как раз здесь фигура Высоцкого предстает в наименее искаженном, утрированном или адаптированном виде, поскольку речь идет по преимуществу о репортажных съемках.

Что называется, ни прибавить, ни убавить: все выглядит ровно так, как попало в глазок фотокамеры.

Впрочем, объективная достоверность материала сама по себе не гарантирует эмоционального потрясения. Фотография — это технология фиксации реальности, а не реальность как таковая. Репортаж, как и любой другой жанр, имеет свои внутренние ограничения и подвержен стереотипам, поэтому эффект волшебства здесь достаточно редок. И даже такая яркая личность, как Владимир Высоцкий, не всегда может «вытянуть» кадр, если он, кадр, заведомо шаблонен. С этим феноменом приходится столкнуться и на выставке, где собраны около сотни снимков от двух десятков авторов.

Хроникальная их ценность не подлежит сомнению, хотя бы в силу того, что исторически ценен главный герой, а вот с художественными достоинствами обстоит несколько сложнее.

Хрестоматийные и действительно сильные, выразительные портреты юбиляра, сделанные в свое время Валерием Плотниковым, Виктором Ахломовым, Дмитрием Чижовым, соседствуют в экспозиции со снимками либо спонтанными, почти любительскими, либо несколько дежурными — как в случае с групповыми портретами, где все персонажи сбиты в кучку и ждут, когда вылетит птичка. Если учесть еще и ряд скриншотов из фильмов с участием Высоцкого (к разряду фотопроизведений их можно отнести с огромной натяжкой), то впечатление эклектики выйдет окончательным.

И, тем не менее, выставка все же трогает — возможно, как раз из-за того, что она не откалибрована.

Нетрудно вообразить, что подобное зрелище могло бы возникнуть почти стихийно году эдак в 1981-м где-нибудь в таганковском закулисье. Хотя в действительности такого не происходило, но ничего фантастического в этом предположении нет: решили бы «помянуть Володю», кликнули бы знакомых фотографов, снимавших когда-то мизансцены из «Гамлета», «Пугачева» и «Жизни Галилея», те бы, в свою очередь, подтянули других своих знакомцев, запечатлевавших Высоцкого то в шумной застольной компании, то на концертах в НИИ, — и вот уже готова камерная выставка «для своих».

Разумеется, она не тянула бы на полноценное «житие», как это обозначено в нынешнем заголовке: для настоящей агиографии требуется больше источников, да и селекция не помешала бы.

Зато неформальный порыв желающих внести свою лепту был бы очевиден. Сегодня, конечно, совсем другая ситуация, однако элементы спонтанной «народной стройки» все же угадываются.

Вот и получается, что явные минусы экспозиции вдруг оборачиваются плюсами с точки зрения «атмосферы».

Превратив неофициального кумира миллионов в икону, многие труженики культурной нивы мастерят все новые и новые украшения оклада, тогда как ощущение подлинной биографии Высоцкого неуклонно улетучивается, несмотря на регулярные вбросы каких-то фактов, прежде неизвестных. При жизни Владимира Семеновича он ведь тоже был героем мифологическим, но тот миф очень не похож на теперешний. Выставка в Фотоцентре имеет больше отношения к легенде прежней, выросшей без всякого казенного участия и расцветшей без коммерческих «удобрений».

Новости и материалы
Россиянам рассказали, что будет с зарплатами в 2026 году
В Сбере рассказали о возможности всегда реструктурировать кредит
Япония возобновила сброс радиоактивно загрязненных сточных вод
Япония выпустила предупреждение о мегаземлетрясении
Лавров похвалили политику Трампа по Украине
Экс-футболист заявил, что чемпионство «Локомотива» ужесточит лимит на легионеров
«Цифровые активы отстают»: россияне вложили в депозиты более 60 трлн рублей
Нижегородка украла 22 банки красной икры для новогоднего стола и попала на видео
Соцсети снижают концентрацию внимания сильнее видеоигр, выяснили ученые
Эксперт рассказал, как умные колонки прослушивают россиян
«Радио судного дня» за утро передало восемь новых загадочных сообщений
Дочь Бони заработала деньги на своих первых соревнованиях по конкуру
Охотник пропал неделю назад в глухой тайге на Камчатке
Украину могут взять в Евросоюз в 2027 году по плану Трампа
Politico узнало о нарушении «золотого правила» ЕС из-за российских активов
Мужчина залез на уникальный старинный трон в Эрмитаже и испортил его
В Госдуме отреагировали на заявление Зеленского о статусе Крыма
Шесть беспилотников сбиты в пяти регионах России
Все новости