На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Приключения в русском космизме

Игорь Макаревич и Елена Елагина показывают в галерее Stella Art инсталляцию «Неизвестные разумные силы»

Инсталляция Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Неизвестные разумные силы» в галерее Stella Art представляет космос в виде приманки для заложников чужих идей.

Под вечер 31 мая 1928 года Константину Эдуардовичу Циолковскому было видение, о котором он оставил подробную дневниковую запись. С балкона своего калужского дома теоретик ракетостроения наблюдал, как в предзакатном небе облака сами собой сложились в светящуюся надпись «rAy». Пожилой ученый, гордо именовавший себя «чистейшим материалистом», немедленно пустился в догадки насчет того, что бы могло подразумевать это знамение. Решив, что буквы были скорее латинскими, чем кириллическими,

Циолковский вывел из них значения то ли «рая», то ли «луча», но к однозначному выводу так и не пришел.

Зато утвердился во мнении, что небеса таким образом поддерживают его теорию об избавлении после смерти от всяческих мук.

Следует признать, что событие это никак не тянет на полноценное чудо, да и запись Циолковского выдает его чрезмерную тогдашнюю экзальтированность. Но тандему художников-концептуалистов Игорю Макаревичу и Елене Елагиной данный сюжет показался по-своему занимательным. На его основе можно было выстроить визуальную аллегорию утопического мышления — и того особого умонастроения, которое привело в XIX веке к появлению «русского космизма».

Эта тема интересует супругов-соавторов довольно давно; разного рода подступы к ней они предпринимали еще в 1990-е. А прошлогодний их проект под названием «Философия общего дела», реализованный в Пермской художественной галерее, можно и вовсе воспринять как манифест по поводу учения Николая Федорова, одного из основателей русского космизма, о рукотворном воскрешении предков.

Некоторые эскизы и фотографии той инсталляции фигурируют сейчас на выставке в Stella Art, однако главную роль здесь исполняет другой проект – тот самый, про видение Циолковского. Инсталляция «Неизвестные разумные силы» впервые была показана в Лувре два года назад в составе сборной экспозиции «Русский контрапункт». Теперь перед нами московская версия, отличающаяся от парижской разве что галерейным антуражем.

Загадочное буквосочетание «rAy» Макаревич с Елагиной процитировали в виде надписи розовыми светодиодными трубками на стене.

Буквы чередуются с деревянными лестницами, устремленными в потолок – считайте, что в небо. А на полу расставлены десятки пар самой разной обуви – шлепанцев, кроссовок, женских туфель на каблуке, грубых мужских ботинок и детских балеток. Инсталляция вышла лаконичной в части примененных художественных средств, но метафорически емкой. Едва ли не галлюциногенное видение Константина Эдуардовича связалось и с его собственными грезами о заселении иных планет, и со взглядами Федорова насчет восстановления «тел отцов» (Федоров с Циолковским были знакомы, последний во многом руководствовался установками федоровской «Философии общего дела»), и с коммунистической практикой «строительства новой жизни» с ее непременным репрессивным уклоном.

Послание Макаревича-Елагиной представляется хотя и не лобовым, но все же недвусмысленным: фантазируют одни, расплачиваются другие.

Вообще, русский космизм довольно популярен у современных художников. Опусы на эту тему встречаются не только у наших, но и у зарубежных авторов. Вспомнить хотя бы световую инсталляцию «Земное эхо солнечных бурь» Чарльза Сэндисона, недавно показанную в столичном Манеже: в той работе обыгрывались научные воззрения Александра Чижевского, друга и последователя Циолковского. Пожалуй, позиция Макаревича–Елагиной от всех остальных отличается тем, что

эти авторы не впадают в запоздалый восторг по поводу утопий, но и не иронизируют над ними. Художникам любопытна сама парадигма: тяга к «переделке человечества», почти религиозный экстаз на пути в лучшее будущее – и внутренняя уверенность, что все остальные должны разделять это воодушевление.

Тот же Циолковский параллельно идеям космоплавания пропагандировал и евгенику – учение об улучшении человеческой породы методами выборочной селекции. Критерием для него служили не расовые признаки, разумеется, а черты гениальности. Космисты совпали с большевиками в части «больших задач», ведущих к переустройству мира. И чета концептуалистов предлагает ощутить это родство, пускай даже двоюродное. Небеса благословляют на свершения, лестницы наверх смонтированы – но что сталось с владельцами туфель, сапог и балеток?

Новости и материалы
В России связали слова Зеленского об энергетическом перемирии с выборами на Украине
В Марокко произошло обрушение двух зданий
Ученые выявили ранний признак психоза в мозге
Рэперу Macan в армии пришли штрафы за нарушения ПДД
Суд отказал популярному молодежному блогеру в защите прав на его изображение
Карты «Мир» будут работать даже после истечения срока действия
Госдума приняла закон о снижении возраста присяги
Россияне начали массово переходить с банковских вкладов на новый инструмент
Увеличилось число отключенных от света жителей Вологодской области
Япония выпустила предупреждение о мегаземлетрясении
Лавров похвалили политику Трампа по Украине
Экс-футболист заявил, что чемпионство «Локомотива» ужесточит лимит на легионеров
«Цифровые активы отстают»: россияне вложили в депозиты более 60 трлн рублей
Нижегородка украла 22 банки красной икры для новогоднего стола и попала на видео
Соцсети снижают концентрацию внимания сильнее видеоигр, выяснили ученые
Эксперт рассказал, как умные колонки прослушивают россиян
«Радио судного дня» за утро передало восемь новых загадочных сообщений
Дочь Бони заработала деньги на своих первых соревнованиях по конкуру
Все новости
Могут ли отправить на СВО? Отвечаем на этот и еще 7 вопросов о военных сборах в России
Теперь вы знаете