На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Никто никуда не опаздывает

Открылась выставка Мая Митурича «Май в мае»

В галерее «Ковчег» открылась выставка «Май в мае» – камерная ретроспектива станковых работ художника Мая Митурича, знаменитого книжного иллюстратора, представителя легендарной творческой династии.

Разводить искусство по ведомствам авангарда и традиции повелось с довольно уже давних времен. Можно вспомнить, как в первые послереволюционные годы заслуженные живописцы засыпали Наркомпрос жалобами на притеснения со стороны «левых художников», а потом тем самым «левым» доставалось от ревнителей фигуративности. Эхо тогдашних битв, не в меньшей мере политических, чем эстетических, долетело до наших дней в виде убежденности большого числа зрителей, что границы между двумя областями искусства, между «старым» и «новым», по-прежнему похожи на непреодолимые пропасти. Однако если рассмотреть повнимательнее, как складывалось движение в искусстве ХХ века и что за люди прикладывали усилия к тому, чтобы оно не стояло на месте, можно обнаружить немало такого, что в распространенную мифологию не вписывается и не укладывается.

Среди примеров, иллюстрирующих куда более корневые и сложные связи между традицией и авангардом, нежели принято думать, обязательно надо назвать деятельность художественной династии Митуричей-Хлебниковых, существующей почти столетие.

В этом семействе, начиная с союза двух потрясающих художников – Петра Митурича и Веры Хлебниковой, родной сестры «первого Председателя Земного Шара» Велимира Хлебникова, никогда не воспринимали искусство как поле столкновения каких-то враждующих лагерей. Скажем, Петр Васильевич Митурич, близкий друг и «визуализатор» поэзии Хлебникова, был в разные времена привержен и авангардному формотворчеству, и реалистическому рисунку, полагая свои переходы от одного к другому нормальной, естественной для себя эволюцией. Подобных воззрений придерживалась и его жена Вера, тончайший живописец, ушедшая, к сожалению, рано из жизни. В духе неразделения искусства на «передовое» и «архаическое» воспитывался их сын Май Митурич, герой нынешней выставки. Оттенки того же отношения можно встретить и у продолжателей этой династии – еще одной Веры Хлебниковой, работающей в постконцептуальном ключе, и ее дочери Марии Сумниной, участницы современного арт-дуэта «МишМаш».

Разумеется, в рассказе о ретроспективе одного из членов династии, тем более столь самодостаточного как Май Митурич, позволительно было бы обойтись и без обзорной экскурсии вокруг семейного древа.

Однако в ней все же есть свой смысл, поскольку посетитель выставки, не посвященный в контекст, впопыхах может решить, что здешние пейзажи, цветочные натюрморты и портреты в дачных интерьерах будто бы чрезвычайно далеки от страстей, кипевших в отечественном искусстве ХХ века.

Между тем, стоит иметь в виду, что митуричевские идиллии и пасторали выражают отнюдь не сентиментальное умиление «цветочками» и «деревцами».

В этих работах, которые лишь отчасти сопрягаются с книжными произведениями художника (они в выставку не включены в принципе, чтобы своими литературными ассоциациями не затмевать очень личные авторские мотивы), на самом деле хватает философской глубины и перекличек с мировой изобразительной культурой. Даже и некоторые авангардные установки здесь проглядывают – к примеру, нельзя не ощутить знакомства Мая Митурича с теорией «расширенного смотрения» Михаила Матюшина, автора музыки к футуристической опере «Победа над солнцем» и создателя художественной группы «Зорвед». А уж влияние французских «набидов» и фовистов, равно как и мастеров японского искусства, обнаруживается и вовсе сходу.

Только не спешите причислять Мая Петровича к постмодернистам: синтетическая манера его живописи и графики базировалась отнюдь не на стремлении «поиграть в бисер».

И хотя его поздний творческий период совпадал по времени с расцветом постмодернистской эстетики (в начале 1990-х, когда стала разваливаться советская система книгоиздательства, художник воспользовался свободой от заказов и с воодушевлением налег на живопись, для систематического занятия которой ему прежде недоставало возможностей), все же нетрудно заметить, что подход у Митурича остался сугубо «модернистским». Декоративность как мировоззрение, а не украшательство; чужой стиль как инструмент, а не цитатное заимствование; природа как цельный мир, а не набор выигрышных деталей – насчет всех этих позиций сомнений здесь быть не может.

До самой своей кончины в 2006 году Май Митурич работал, не соблазняясь поверхностными новациями, но и не держась за что-то одно, привычное. Это важно почувствовать: каждая следующая вещь в экспозиционном ряду – чем-нибудь другая, не сходная с предыдущей, но их созвучие очевидно. Когда эксперименты не вываливаются из ясной авторской философии, это признак высокого класса.

А ограниченный круг сюжетов – признак уверенности в том, о чем художник намерен высказаться.

Понятно, что мерцающая клиповая визуальность наших дней служит не лучшим фоном для вживания в медитативное пространство Мая Митурича. Но в том и состоит зрительская квалификация, чтобы в нужный момент суметь перенастроить восприятие с повседневности на несколько иную волну. Одно лишь тренированное усилие, и дальше не должно быть никаких проблем со следованием за мыслью и чувством этого художника. У него все устроено в нужной мере просто и в необходимой степени сложно, чтобы никому не «разрывать мозг», но и не навевать впечатления банальности. Май Петрович хорошо знал, что в окружающей вселенной заслуживает особенно пристального внимания, если хотя бы ненадолго выбираться из-под пресса житейских обстоятельств и навязываемых приоритетов.

Новости и материалы
В Херсонской области за сутки зафиксировали 120 «прилетов»
ТАСС сообщил, что на Украине в ТЦК требуют $30 тысяч за возможность уйти домой
Директор Юрия Антонова об отмене выступлений певца: «Журналисты — твари»
В Подмосковье машина сбила учителя-мотоциклиста, спешившего на урок, и это попало на видео
Заворотнюк приехала с бабушкой-актрисой на вечеринку в стиле Барби
Крошечный колосок едва не стоил восьмилетней россиянке жизни
В Европарламенте озвучили условия для вступления Украины в ЕС
56-летняя Дженнифер Лопес выложила фото в крошечном бикини
Чурикова о борьбе с анорексией: «Комплименты про похудение заставляли меня ничего не есть»
В ДНР рассказали о темпах ликвидации испаноговорящих наемников ВСУ
Налетчик ограбил нижегородский автобус ради мелочи из кассы водителя
Борис Джонсон потребовал разрешить ВСУ бить по военным базам внутри России
Ирина Ортман рассказала, как изменилась со времен «Фабрики звезд»
Оксана Самойлова показала фигуру в боди без штанов
Защитник сборной Ганы подписал контракт со «Спартаком»
Захарова обрушилась с критикой на власти Латвии из-за выдворения почти 850 россиян
В Екатеринбурге учитель бросил ручку в ученика и отправился на исправительные работы
В конгрессе США предложили урезать помощь Украине
Все новости