На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Поролон в глазах смотрящего

На выставке «Короткий монтаж» в фонде культуры «Екатерина» выставляют скульптуры Сергея Шеховцова из поролона и полиуретана

На выставке Сергея Шеховцова «Короткий монтаж» в фонде культуры «Екатерина» скульптуры из полиуретана и пенопласта собираются в группы и инсталляции, демонстрируя авторскую тягу к выстраиванию больших метафор.

Глагол «ваять» подразумевает использование твердых и прочных материалов: мрамора, бронзы или дерева. Скульптурные формы за последнее столетие претерпевали множество различных метаморфоз, однако идея устойчивости и долговечности трехмерного произведения искусства в сознании зрителей все еще главенствует. Но эфемерность давным-давно ведет борьбу с монументальностью, и даже одерживает одну маленькую победу за другой, только плоды этих побед видны не сразу и не всем.

Стилистика Сергея Шеховцова ощутимо восходит к манере крепких профессионалов-ваятелей позднесоветской поры, при этом сам он явно принадлежит как раз к воинству низвергателей традиционных скульптурных форматов. Отличий два. Во-первых, Шеховцов часто берется за сюжеты иронические, обыденные или даже виртуальные по происхождению, чем заведомо не замахивается на вечность (в былом понимании). Во-вторых,

он использует материалы, которые с той самой вечностью вроде бы никак не сопрягаются: чаще всего это пенополиуретан (в быту называемый поролоном) и пенопласт.

В результате произведенные художником объекты, сколь бы громоздкими и основательными они ни выглядели, неизбежно рождают парадоксальные ощущения. Категории твердого и мягкого подменяют друг друга неожиданным, порой весьма затейливым образом, равно как и хрупкость с прочностью.

Прием этот, конечно, не новый: он унаследован из практики поп-арта. Но Шеховцов обладает определенным «эксклюзивом», придавая поролоновым и пенопластовым поверхностям свойства грубоватой экспрессивности:

его скульптуры будто и впрямь высечены из материала, обладающего мощным сопротивлением перед натиском ваятеля.

Вспомнить хотя бы композицию «Гонщик», которая четыре года назад украшала наружную стену российского павильона на Венецианской биеннале: мотоцикл с лихим ездоком якобы проламывает кирпичную кладку и навсегда застывает в стремлении к недостижимой личной свободе. Это произведение фигурирует и на нынешней выставке в фонде «Екатерина», устроенной совместными усилиями с галереей XL. Найдутся здесь и другие опусы прежних лет, уже попадавшиеся публике на глаза: и многофигурный «Кинотеатр» с рядами поролоновых зрителей, и вздыбленная «Формула-1» с эпизодом крушения, и бродячие «Собаки», и мистический «Трон» с двуглавым орлом на спинке. Хотя есть немало и новых работ, но все же главный смысл этого показа состоит, пожалуй, не в предъявлении отдельных вещей, а в выстраивании связей между объектами.

Рассмотренные по одной, шеховцовские скульптуры редко производили впечатление формул бытия или универсальных метафор — в них всегда ощущалось присутствие чего-то большего, чем фактурно-пластический прикол. Однако выделить это нечто бывало затруднительно. Теперь автор вместе с куратором Еленой Селиной делает шаг навстречу, дабы расшифровать философию, укрытую до поры до времени в единичных объектах.

С этой целью на выставке сделан упор на жанр пространственной инсталляции, когда у 3D-произведений появляется что-то вроде четвертого измерения – драматургического.

Наиболее явственно этот эффект представлен в инсталляции Big Battle, где зритель попадает внутрь компьютерной «стрелялки». И тут его поджидает внезапное открытие:

изваяния из искусственной пены, которые еще недавно представлялись двойственными, то ли твердыми, то ли мягкими, становятся едва ли не воплощением материального мира по сравнению с виртуальным прототипом.

Застывший эпизод электронной «войнушки» до такой степени не совпадает с эстетикой и интерактивным смыслом происходящего где-то на мониторе, что выглядит почти оплотом физической реальности. Внедрение поролона с пенопластом в киберпанковское пространство наводит на мысль, что любые скульптурные эксперименты – это лишь продолжение древней традиции, которая вот-вот может быть прервана и разрушена альянсом программистов и продвинутых юзеров.

Другие инсталляции (например, «392 по Фаренгейту», представляющая собой башню из цивилизационного мусора — разумеется, не реди-мейдов, а пенополиуретановых муляжей) выражают похожие идеи, хотя и не столь отчетливо. Пожалуй, в случае с Сергеем Шеховцовым переход от отдельных экспонатов к демонстрации их «связок» обнажает довольно консервативную суть авторского метода. И нельзя сказать, что этот консерватизм чем-то плох или что он заранее проигрывает новым технологиям. В борьбе эфемерности с еще большей эфемерностью победитель пока не предопределен.

Новости и материалы
Налетчик ограбил нижегородский автобус ради мелочи из кассы водителя
Борис Джонсон потребовал разрешить ВСУ бить по военным базам внутри России
Ирина Ортман рассказала, как изменилась со времен «Фабрики звезд»
Оксана Самойлова показала фигуру в боди без штанов
Защитник сборной Ганы подписал контракт со «Спартаком»
Захарова обрушилась с критикой на власти Латвии из-за выдворения почти 850 россиян
В Екатеринбурге учитель бросил ручку в ученика и отправился на исправительные работы
В конгрессе США предложили урезать помощь Украине
В Башкирии мужчина косил траву и получил тяжелые ожоги от борщевика
Папарацци показали честные фото дочери Трампа в бикини
Обновленный кроссовер Changan Deepal S07 вышел на китайский рынок
Названа причина крушения Ан-2 в Ростовской области
Звезда КВН снялась в белье: «У меня овуляция»
Гармаш назвал главное отличие российского аналога «Оскара»: «Все думают о кассе»
Минфин планирует продать аэропорт Домодедово до конца 2025 года
Бритни Спирс живет в грязном доме с собачьими фекалиями: «В ужасе за ее будущее»
ВСУ бросили сослуживцев после авиаудара в Днепропетровской области
У Стаса Михайлова появилась созданная нейросетью песня
Все новости