На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Рыжие богини пред лицом вечности

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка работ Тициана

В ГМИИ имени Пушкина открылась одна из главных выставок года — «Тициан. Картины из музеев Италии». Сокращенная версия недавнего римского показа представляет в Москве творчество великого венецианца пунктирно, но весомо.

В отношении Тициана Вечеллио давным-давно сложился стереотип, определяющий его место в истории мирового искусства. Попросите кого угодно, хоть специалиста, хоть человека с улицы, назвать пятерку величайших гениев итальянского Возрождения — спонтанные «рейтинги» почти наверняка окажутся похожими. Скорее всего, Тициан уступит лидерство Леонардо, Рафаэлю и Микеланджело, но из «топ-листа» вряд ли выпадет. Хотя ренессансную эпоху не единожды подвергали интеллектуальным ревизиям (например, существенное ее переосмысление в части имен и тенденций происходило на прошлом рубеже веков), все же столпы так и остались столпами. Тициан к их числу принадлежит, вне всяких сомнений. Косвенно это подтверждается даже на уровне привычной мнемотехники: как и в случае с тремя другими упомянутыми художниками, к имени не требуется прикладывать фамилию. И так понятно, о ком речь.

Как и полагается настоящему гению, Тициан оказал мощное влияние на последующую изобразительную культуру. Сейчас это влияние трудновато даже оценить, поскольку люди, чему-то у него заочно научившиеся, сами вошли в категорию классиков, в мысленном диалоге с которыми воспитывались другие классики, и так далее. Стоить потянуть за одну лишь ниточку в этом затейливом хронологическом узоре, как разверзнется искусствоведческая бездна:

без Тициана непредставим Караваджо, без Караваджо непредставим Веласкес, без Веласкеса трудно понять генезис Пикассо, как ни странно, а уж без Пикассо каким бы было современное искусство?

Таких цепочек можно выстроить не один десяток.

Но ценность персональных музейных выставок заключается прежде всего в том, что раздумья о судьбах культуры можно отложить на потом, в качестве рефлексии и послевкусия.

Придя на Тициана, надо смотреть самого Тициана.

Пусть даже освещение оставляет желать лучшего (у Пушкинского музея традиционные проблемы с осветительными приборами на гастрольных выставках: живопись бликует, откуда ни посмотри). И пусть даже состав экспозиции далек от той репрезентативности, которой удалось достичь на недавнем показе Тициана в Риме, в выставочном зале Scuderie del Quirinale. Там демонстрировались 39 произведений, до Москвы добрались 11. Отчего такие потери? Да все просто: в римскую ретроспективу были включены экспонаты из множества европейских и американских музеев, а мы вели переговоры о гастролях исключительно с итальянцами. Посему все заграничные коллекции по окончании проекта разобрали свое имущество по домам, в ГМИИ же прибыли те работы, что находятся в ведении Итальянской Республики. Надо полагать, и этого бы не случилось, если бы не личное участие посла Антонио Дзанарди Ланди, который за время пребывания в России зарекомендовал себя человеком, не жалеющим сил для преодоления двух национальных бюрократических систем ради реального культурного обмена. Давайте ему мысленно поаплодируем.

Одним из проектов, реализованных в Пушкинском музее благодаря настойчивости Ланди, была выставка упомянутого выше Караваджо.

Формат нынешнего тициановского показа очень похож: столько же произведений в тех же залах. Но смысл и содержание другие, естественно. В отличие от Караваджо, буяна и отщепенца, Тициан прослыл «королем живописцев и живописцем королей», то есть пользовался благосклонностью не отдельных прозорливцев-аристократов, а буквально всех монархов и понтификов, выпавших на его век. Поскольку век оказался длинным (художник скончался в Венеции от чумы — долгое время считалось, что на 99-м году жизни, хотя потом исследователи скинули от этого возраста десяток лет; точная дата рождения Тициана до сих пор не установлена), высокопоставленные заказчики никогда не иссякали, а сам автор обладал завидной трудоспособностью, получилась целая персональная эпоха. Ее вехи и обозначены на московской выставке избранными опусами.

Хотя ГМИИ с Эрмитажем могут похвастать и собственными работами Тициана, весьма неплохими (спасибо Екатерине II за покупки), его ретроспектива для России — ситуация экстраординарная.

В частности, в наших музеях совсем нет алтарных образов кисти этого художника, а они чрезвычайно важны для понимания, что такое Тициан. Из венецианской церкви Сан-Сальвадор в Москву прибыло огромное четырехметровое «Благовещение», никогда прежде не покидавшее пределов Италии, и столь же невыездное «Распятие Христа» из Сан Доменико Маджоре в Анконе. Тут эффект позднего Тициана, пренебрегшего мелочными условностями ради общей выразительности, которая достигалась порой радикальными средствами (скажем, крест из «Распятия» уносится в сумрачное небо без оглядки на «земной» передний план), — этот эффект неотразим.

Впрочем, публика больше любит хиты с фирменными рыжеволосыми барышнями, и они здесь тоже присутствуют:

знаменитая «Флора» из галереи Уффици, не менее знаменитая «La Bella» («Красавица») из флорентийского Палаццо Питти, и чувственно-мистичная «Даная» из неаполитанского музея Каподельмонте (насчет последнего холста существует множество отзывов современников Тициана: от сладострастного предупреждения некоего клирика, что «эта нагая способна вселить дьявола в самого великого инквизитора Венеции», до замечания Микеланджело, похвалившего автора за колорит, но не преминувшего бросить упрек в плохом рисовании — правда, Микеланджело в суждениях никогда и ни с кем особо не церемонился). Едва ли не первым примером игривой куртуазности в европейском искусстве стала «Венера, завязывающая глаза Амуру» — эта легендарная картина тоже здесь. Забавно: возникает неожиданная связь между выставкой прерафаэлитов и Тицианом в пределах одного музея:

хоть Тициан и «пострафаэлит», но ввел в обиход такой рыжеволосый женский типаж, от которого не смогли отделаться даже его будущие идейные противники.

Мужские портреты не столь заманчивы внешне, зато в них больше психологии и рассудительных цветовых тонкостей (данную категорию представляют «Портрет Джулио Романо», архитектора и художника, любимого ученика Рафаэля, «Портрет графа Антонио ди Порчиа» и «Портрет Томмазо Мости», который со временем неофициально переатрибутировался в портрет его брата, но не стал этого менее интересным и «тицианистым»). Да, и нельзя не упомянуть ранние работы художника, которые выдают влияние Джорджоне: «Мадонну с младенцем» и «Крещение Христа». Они немного вторичны, что естественно, но именно оттуда вырастает вся дальнейшая, судьбоносная эволюция.

Когда Эжен Делакруа произносил свою хрестоматийную фразу «Все мы плоть и кровь Тициана», он явно не имел в виду круг сюжетов и набор авторских приемов (эти приемы не так уж многочисленны, в них заметна повторяемость). Француз подразумевал, скорее, метод перевода реальности в изображение. Мы все видим, чувствуем, понимаем, но, как собаки в известной поговорке, «сказать не можем». Тициан знал, как именно сказать, то есть трансформировать череду отражений на сетчатке глаза в оригинальный, вменяемый образ. Тем и интересен по сию пору.

Новости и материалы
В Марокко произошло обрушение двух зданий
Ученые выявили ранний признак психоза в мозге
Рэперу Macan в армии пришли штрафы за нарушения ПДД
Суд отказал популярному молодежному блогеру в защите прав на его изображение
Карты «Мир» будут работать даже после истечения срока действия
Госдума приняла закон о снижении возраста присяги
Россияне начали массово переходить с банковских вкладов на новый инструмент
Увеличилось число отключенных от света жителей Вологодской области
Япония выпустила предупреждение о мегаземлетрясении
Лавров похвалили политику Трампа по Украине
Экс-футболист заявил, что чемпионство «Локомотива» ужесточит лимит на легионеров
«Цифровые активы отстают»: россияне вложили в депозиты более 60 трлн рублей
Нижегородка украла 22 банки красной икры для новогоднего стола и попала на видео
Соцсети снижают концентрацию внимания сильнее видеоигр, выяснили ученые
Эксперт рассказал, как умные колонки прослушивают россиян
«Радио судного дня» за утро передало восемь новых загадочных сообщений
Дочь Бони заработала деньги на своих первых соревнованиях по конкуру
Охотник пропал неделю назад в глухой тайге на Камчатке
Все новости
Могут ли отправить на СВО? Отвечаем на этот и еще 7 вопросов о военных сборах в России
Теперь вы знаете