На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

«Мы хотим увидеть режиссеров 2014 года»

Сергей Сельянов рассказал «Газете.Ru» о фестивале короткого метра «Короче», который он возглавил

С 23 по 25 августа в Калининграде впервые пройдёт «Короче» — международный фестиваль короткометражного кино. Президент фестиваля, продюсер Сергей Сельянов рассказал «Газете.Ru» о том, зачем короткометражное кино режиссерам и продюсерам, как его прокатывать, зарабатывать на нем и чему служит новый российский кинофестиваль.

— В каком состоянии находится короткометражное кино в нашей стране?

— В некоторых европейских странах короткометражное кино имеет самостоятельный рынок и ведет самостоятельное существование. В частности, во Франции, где его показывают по телевидению, — там такое кино имеет самостоятельное значение. Этот рынок небольшой, но всё же... В России (и не только в России) короткий метр – это, скорее, путевка в жизнь для режиссера: оно презентует режиссера на предмет его готовности к полнометражному проекту. Делается оно в основном в рамках образовательных программ: люди учатся режиссуре и в процессе учебы снимают какое-то количество коротких фильмов, а затем несут их продюсерам. Или продюсеры их ищут – это взаимно.

— То есть функция короткого метра только заявочная?

— Да. Такими фильмами человек заявляет – я режиссер, и, если вы с этим согласны, давайте поговорим о чем-то серьезном, то есть о большом фильме. И самостоятельного рынка короткого метра у нас не существует, если, конечно, не брать короткометражное анимационное кино, которое как-то присутствует и на телевидении, и в интернете, как-то монетизируется. В игровом это визитная карточка режиссера.

— То есть фестиваль «Короче» — это фестиваль будущих режиссеров?

— Разумеется, для нас это имеет значение. Ведь почему мы – я, Игорь Толстунов (руководитель кинокомпании «Профит»), другие продюсеры – поддерживаем этот фестиваль? Не только в целях абстрактной поддержки, но и с практической целью: мы, конечно, хотим увидеть там наших потенциальных режиссеров, режиссеров 2014 года. Этот фестиваль может стать точкой сборки, местом силы. И вообще такая площадка индустриально важна и необходима. В России есть какое-то количество короткометражных фестивалей, но, как правило, они завязаны на образовательный процесс: в них участвуют студенты ВГИКа, Петербургского университета кино и телевидения... Ничего в этом плохого нет.

— Одновременно с «Короче» открывается фестиваль короткого метра Future Shorts, который проходит в Москве. Вы считаете его конкурентом?

— Этот фестиваль скорее пропагандирует жанр короткого метра, чем его судит: для него отбираются лучшие фильмы, всё делается для любителей кино. У него некая культуртрегерская миссия — и это, кстати, очень интересно: там работы бывают очень любопытные.

Для продюсера, когда он думает о полнометражном будущем того или иного режиссера, не всегда важно, получился ли короткометражный фильм в целом, — важно увидеть там режиссера. А вот для зрителей важнее, чтобы получился именно фильм.

— Недавно худрук «Союзмультфильма» Михаил Алдашин говорил, что короткометражка — что в кино, что в анимации – самый невыгодный жанр: она не продается, не прокатывается, ее не покупает ТВ. И что с этим делать, совершенно непонятно.

— Одно дело – продается и прокатывается, и другое – когда это просто визитная карточка. Продюсер с фильмами-визитками ничего делать не собирается – он либо видит, либо не видит там режиссера; соответственно, речь идет о судьбе режиссера, а не о судьбе короткометражного фильма. И да, действительно, короткометражки у нас в России почти не продаются и почти не прокатываются, но по ним можно понять и увидеть, режиссер ли перед тобой — и режиссер какого уровня. Конечно, решение принимается не только по просмотрам. И противоречия нет: Алдашин говорил о рынке фильмов, а я говорю о рынке режиссерского труда.

— При этом есть пример удачной работы с коротким метром — лента «Рассказы» Михаила Сегала, сложенная из четырех короткометражных новелл. Эта картина была относительно успешна в прокате. Насколько этот трюк может стать ноу-хау?

— Это всегда было, есть и будет. У Сегала истории объединены единой авторской позицией, стилистическим единством, определенным приемом. Сегалу не нужно было доказывать, что он режиссер: у него уже была одна полнометражная картина «Франц+Полина», он снимал интересные, режиссерски состоятельные клипы. Ведь режиссером можно быть в разных коротких формах. Поэтому перед Сегалом стояла другая задача, как и перед любым автором, который хочет делать всё, что хочет. Поэтому он начал с короткометражки «Мир крепежа» — она потом вошла в «Рассказы»; и когда он добился результата, ему стало легче двигаться дальше. Это просто такой способ построения полнометражного проекта. Или вот такой случай: на «Кинотавре» был представлен фильм «Диалоги» Ирины Волковой; он состоит из пяти новелл, объединенных интонацией, приемом, режиссерским видением; а начинался этот проект с одной истории, которую Волкова принесла мне как продюсеру. А иногда получаются удачные альманахи, например «Прибытие поезда» (1996), где вместе работали Алексей Балабанов, Владимир Хотиненко, Александр Хван и Дмитрий Месхиев.

— У вас самого есть опыт продвижения короткой формы и заработка на ней — серии «Лунтика», выпускаемого вашей компанией СТВ, которые, кстати, на Youtube появляются раньше, чем в телеэфире, и, если верить Google, приносят вам большие доходы. Когда лауреаты «Короче» смогут так же обогатиться за счет видеосервисов?

— Теоретически смогут. Но практически… существенная часть короткометражных фильмов, производящихся в России, – это авторское кино. У таких картин ограниченный зрительский потенциал. Поэтому пока о монетизации говорить не стоит.

Вот если бы производились развлекательные короткие фильмы… Но это произойдет скоро – с развитием интернета. Вот если он превратится в площадку для монетизации, если вопрос с пиратами будет решен до какой-то степени, которая позволит получать из сети отдачу, — вот тогда, я думаю, появится небольшое количество коротких фильмов — сериальных, цикловых или просто отдельных. Как правило, смешных, но, может, и в других жанрах... Эти фильмы будут делать специально для сети. Но это отдельный вид деятельности, и он может не быть связан с дебютами – за него могут браться и люди уже состоявшиеся.

Новости и материалы
В Сумской области уничтожили скопление военнослужащих ВСУ при построении
В Саларьево поймали сбежавшего петуха, будившего москвичей
На побережье в Анапе обустроили километры вала для защиты от мазута
В Испании найдена пропавшая картина Пикассо
Фанаты Хабиба потеряли деньги из-за токена, который боец рекламировал боец
Суд в Париже рассмотрит дело о буллинге жены Макрона
В США сообщили, что Вашингтон не направлял Ким Чен Ыну приглашение на встречу
На Таймыре белые медведи атаковали метеостанцию
Легенда «Спартака» раскритиковал игрока команды
Глава ГУР Украины назвал философским вопрос об исходе конфликта с РФ
США подготовили проект санкций против ключевых сфер экономики РФ
Журова: ситуация в турецком клубе скажется на репутации России
Процедура банкротства в России растянулась почти на четыре года
В Ростовской области произошел пожар в магазине
В российском городе начали проводить рейды по компьютерным клубам
В «Оренбурге» назвали ключевую причину поражения 0:6
Шеф-редактор Sputnik Азербайджан прилетел в Россию после освобождения
В Telegram купили один из самых дорогих NFT-подарков за 18 млн рублей
Все новости