На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Не бесперспективный

Скончался виднейший кинооператор Вадим Юсов

На 85-м году жизни скончался известный советский и российский кинооператор Вадим Юсов.

«Если вам удастся побывать на любой съемочной площадке, вы разочаруетесь в операторе, — писал Вадим Юсов в статье, посвященной операторской работе. — В хлопотливой сутолоке или напряженной сосредоточенности съемок он часто выглядит скучным или даже чем-то недовольным, он будто отчужден от всего происходящего. Независимо от личных качеств, характера, темперамента. Это профессиональное правило. Его выполнение, кстати, дается не так просто».

Режиссер Андрей Прошкин, работавший с Юсовым над вышедшей в 2010 году картиной «Апельсиновый сок», считает, что этот оператор сам по себе был эпохой в кинематографе.

«Он был настоящим соавтором многих картин, ставших событиями не только в отечественном, но и вообще в мировом кинематографе, — сказал Прошкин «Газете.Ru». — Мы работали с ним на небольшой жанровой мелодраме, на особый размах картина не претендовала, но на работу Вадима Ивановича это никак не повлияло.

Он был бесконечно требовательным и пытался каждый кадр снять максимально здорово.»

Впрочем, работать по-другому Юсов, видимо, не умел, и примечательно, что почти в начале своей карьеры он фактически получил «черную метку» и едва не ушел из профессии. Он учился во ВГИКе в начале 50-х, пришел на «Мосфильм» — сначала ассистентом оператора, потом — оператором-постановщиком, помогал Константину Бровину (который позже снимет почти все работы Леонида Гайдая) в картине «Обыкновенный человек». А в 1960-м молодого оператора уволили с «Мосфильма» — за бесперспективность и отсутствие способностей. Но до крайностей не дошло.

В том же году Юсов получил предложение снять дипломный фильм одного из выпускников ВГИКа. Дипломника звали Андрей Тарковский, а фильм назывался «Каток и скрипка».

Именно в работах с Тарковским раскрылся его талант оператора — они вместе работали над «Ивановым детством», «Андреем Рублевым» и «Солярисом», не нуждающимися сейчас в дополнительном представлении, и вместе придумывали новые технические приемы, которые позволяли снимать их так, как виделось режиссеру.

«Никто, кроме оператора, не в состоянии представить себе окончательный результат съемок, — писал Юсов. — Даже опытнейшие и талантливейшие режиссеры подчас растерянно или пораженно признаются на просмотре отснятого материала: «А я как-то иначе себе это представлял...»

Оператор не только может, но и обязан еще на съемках предвидеть все….

Ведь сущность нашей профессии можно сформулировать очень просто: уметь видеть и это видение передать».

«Каток и скрипка» (сценарий для которого Тарковский написал вместе с Андреем Кончаловским) получил первый приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, причем не в последнюю очередь из-за визуальной выразительности и красочности. Эти качества скоро стали очевидны другим режиссерам. В 60-е Юсов работал с Георгием Данелией — они делали фильмы «Я шагаю по Москве», «Не горюй!» и «Совсем пропащий»; в 1989-м они снова вместе сняли замечательный «Паспорт».

А с середины 70-х Юсова привлек к работе над своими картинами патриарх советского кино Сергей Бондарчук — в 1975 году оператор снимал его военный фильм «Они сражались за Родину», потом были двухчастные «Красные колокола» и классический «Борис Годунов».

К этому времени Юсов уже стал легендой:

в 1982 году он возглавил кафедру операторского мастерства ВГИКа.

Не потерялся он и после перестройки. Продолжая учить профессии студентов, снимал фильмы Ивана Дыховичного — начиная с первого, телевизионного «Черного монаха» и позднеперестроечной «Прорвы», в которой сумел смачно показать дух и эстетику сталинского времени — как за тридцать лет до этого сумел очень точно уловить и передать дух и эстетику оттепельной Москвы 60-х в ленте Данелии.

«Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире.

Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал. Это человек, который снял «Я шагаю по Москве» и «Иваново детство» — абсолютно разные фильмы, абсолютно разный стиль», — приводит РИА «Новости» слова Георгия Данелии.

В его фильмографии не так уж и много картин — немногим менее тридцати. Он работал на документальных лентах — с Олегом Дорманом («Подстрочник») и Никитой Михалковым («Анна: от 6 до 18»), на сериалах — «Что сказал покойник» Игоря Масленникова. В его активе — Госпремии РСФСР и СССР, Ленинская премия, кинонаграды современной России: «Ника», «Золотой орел» и операторский «Белый квадрат» и международное признание — приз за лучшую операторскую работу Венецианского кинофестиваля, полученный Юсовым за фильм «Черный монах» Дыховичного.

«Для него не существовало проходных картин — он на любом проекте выкладывался по полной, — сказал Прошкин.

— Для него каждый кадр был законченным произведением его операторского искусства. И он каким-то неведомым мне образом сочетал желание приносить свое, быть соавтором фильма с умением войти в резонанс — только не с режиссером, а с задачей».

«А человеком он был совершенно очаровательным, одно общение с которым поднимало настроение. Вспоминаю его шуточки на перекурах… и становится и весело, и грустно», — заключил Прошкин.

Новости и материалы
Дома повреждены в Воронеже после воздушной атаки
На Правобережном рынке в Петербурге ликвидировали открытое горение
В ЕС предусмотрели право не применять запрет на импорт российского газа
Овечкин признан самым популярным хоккеистом в НХЛ
На имущество Google во Франции наложили арест
На Западе заявили, что Рубио пытался настроить Трампа против Путина
В Дании впервые назвали США «потенциальной угрозой безопасности» для страны
Над регионами России сбили 31 украинский беспилотник
Ученые нашли неожиданный способ добычи полезных ископаемых
Чешский парламент поддержал мирный план Трампа по Украине
СК завел уголовное дело после пожара на рынке в Петербурге
На Украине заявили об ударах морскими дронами по танкеру в Черном море
Центробанк выявил бум на выпуск облигаций с высоким риском убытка
Получившая нейтральный статус россиянка ищет спонсорскую поддержку
В ЕЦБ предсказали переход мировой финансовой системы от доллара к нескольким валютам
Захарова оценила уровень правовой грамотности Каллас
DeepSeek заподозрили в использовании запрещенных чипов Nvidia Blackwell
Еще одна страна Европы отказалась от участия в «Евровидении-2026» из-за Израиля
Все новости