На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Графиня из табора

В Большом театре проходят гастроли балета Парижской оперы

Балетная труппа Парижской оперы показывает на гастролях в Москве спектакль «Пахита» — старинную историю об испанской цыганке, оказавшейся родственницей французского графа, взял на заметку современный хореограф Пьер Лакотт.

«Пахита» появилась на свет в Париже в 1846 году, на излете романтизма, в период начинающихся незлобивых насмешек над идеалами прошлых лет, в которых, как в «Сильфиде или «Жизели», танец занимался серьезными вещами, пытаясь рассказывать о душевной жизни. Теперь, в середине века, наступил черед спектаклей, в которых сюжет едва прикрывал безразличие к логике и даже здравому смыслу, не говоря уж о более глубоких материях. Либретто отныне рассматривалось как повод для формально красивых танцев, за фасад которых заглядывать бессмысленно, но глаз получает немалое удовольствие. «Пахита» — яркое тому доказательство:

история главной героини сильно напоминает оперетку, зато хореография местами превосходна.

Действие происходит в Испании времен Наполеоновских войн. Девица по имени Пахита живет в цыганском таборе, но смутно чувствует свою инородность: у нее с рождения есть портрет-медальон осанистого мужчины в парадном мундире. На жизненном пути красавицы маячит роковой злодей Иниго — влюбленный в нее сосед по табору, но девушка его отвергает, зато приближает француза-аристократа Люсьена, прибывшего в Испанию вместе с отцом-генералом. Люсьен, понятное дело, тоже влюблен по уши и благородно хочет жениться, однако чуть не погибает в результате сговора бандита Иниго и коварного испанского губернатора. Но Пахита подслушивает заговорщиков и спасает жизнь Люсьену, а заодно узнает, что

лицо с медальона — ее родной отец, а родитель любимого мужчины — дядя, и теперь можно, не боясь мезальянса, выйти за красивого кузена в гусарском ментике.

На эту сказку (по мотивам новеллы Сервантеса «Цыганочка»!) композитор Дельдевез написал музыку, а хореограф Жоэеф Мазилье поставил танцы. Через год после парижской премьеры балет появился в России, куда его привез Мариус Петипа, как раз начинавший триумфальную карьеру в русских императорских театрах. В 1882 году Петипа, уже знаменитый постановщик балетов, еще раз вернулся к «Пахите» —

и присочинил целое действие, знаменитое финальное гран-па, балет в балете, часто исполняемый отдельно и сохранившийся до наших дней.

В отличие от спектакля в целом, который канул в небытие после 1919 года, когда последовал запрет советской власти на показы «дворянского» зрелища.

Французский хореограф Пьер Лакотт, специалист по восстановлению и реконструкции старинных балетов, не так давно, в 2001 году, взялся восстановить «Пахиту». Впрочем, «восстановление» — чересчур громкое слово. Лакотт, разумеется, сохранил осколки оригинала — это самое гран-па, истинный парад классического танца, а еще па-де-труа в первом действии и детскую мазурку в последнем. Все остальное сочинено им самим с учетом сохранившихся и найденных в архивах сведений о первоисточнике.

Так что нынешний спектакль — современная адаптация сразу двух версий балета, русской и французской.

Сценограф Луиза Спинателли придумала костюмы, презрев женскую моду времен Наполеона, но учтя вкусы середины XIX века. На сцене появились живописные утесы с пропастями и мостиком через бездну, цыганский шатер и губернаторский дворец. Среди этого разворачивается мастеровитый новодел, возведенный не без изящества и изобретательности. Конечно, гран-па с развернутым лирическим дуэтом героев и россыпью женских двоек и четверок, как всегда, впечатляет. Даже с поздней советской прибавкой в виде мужской вариации и с не существовавшим в 1881 году фуэте прима-балерины. Лакотт постарался и за Петипа с Мазилье, и за себя, в том числе и в недрах вроде бы неприкосновенного для реставратора гран-па, —

поставил танцы, в которых то и дело теряется и без того небогатый событиями сюжет.

Насколько точно все вновь поставленное соответствует эпохе Мазилье — вопрос, который часто хочется задать. Но это на самом деле не важно, главное — комбинации Лакотта изобретательны не по-нашему (что придает им в России дополнительный интерес) и, во всяком случае, танцев много, даже слишком. Бравые офицеры на балу танцуют что-то воинственное — с дамами и без дам. Аристократки, в свою очередь, гоняют с кавалерами кадрили и галопы. Цыгане тоже бросают экстравагантный вызов. Поселяне и поселянки изображают нечто псевдонародное, испанские женщины красиво гнут спины, а испанские мачо, как тореадоры в «Дон-Кихоте», лихо крутят плащами в коллективной пляске.

Балетная труппа Парижской оперы танцует в «Пахите» по-разному, часто и очень хорошо. Как, например, Алис Ренаван в партии Пахиты или Пьер-Артюр Раво в па-де-труа (хотя у этого ладно танцующего юноши проблема с поддержками балерин).

Обучение классике в Париже поставлено, как известно, очень прилично: точность позиций, беглость стоп и координация восхищают, как и искусство четкого, выпуклого пантомимного жеста у солистов.

Это не отменяет отдельных профессиональных проблем, вот хотя бы Флориан Маньоне (Люсьен) и Одрик Безар (Иниго): они порядочно наошибались в прыжках-антраша, а первый еще и в цикле прыжков по кругу (под жаргонно-балетным названием «козлы»). Но в целом выпускники французской школы даже на уровне масс могут делать то, чего наши артисты не умеют.

Двойные туры на пальцах в разные стороны — только так.

Па-де-баски (высокие выбрасывания ног) — у кордебалета запросто. Лакотт так и говорит: «Техника «Пахиты» требует больше живости, чем лиризма. Балеринам необходимо соответствовать старой технике allegro (которая постепенно исчезает)». Живость в момент исполнения гран-па была, хотя, возможно, несколько формальная для стиля Петипа, не очень привычного французам. Благородный шик в бисере мелкой техники (когда труппа трудилась над танцами самого Лакотта) — тоже. Но автор этих строк давно не видел ничего ужаснее, чем юные воспитанники балетной школы при Опере, исполняющие детскую мазурку. Во Франции не учат народно-характерному танцу, а показать, как правильно, видимо, было некому. В итоге — ни одного правильного телесного акцента, жалкое топтание и тоскливое непонимание стиля. Бедные дети, которых выпустили на сцену неподготовленными. Это же прямое покушение на миф о лучшем в мире французском балете.

Новости и материалы
Литва вручила Белоруссии ноту протеста
Суд вынес приговор мужчине за поджог дома с ребенком
Аэропорт Внуково возобновил работу
Политолог оценил призыв Маска расформировать Еврокомиссию
«Я романтик»: в Иркутске жители ЖК поймали мужчину с биноклем, наблюдавшего за ними
Овечкин ответил на вопрос о возвращении в «Динамо»
Число погибших в результате обрушения домов в Марокко увеличилось
Временные ограничения введены во Внуково
Зеленский анонсировал переговоры с США по послевоенному восстановлению Украины
Зеленский заявил, что Трампу скоро передадут новый вариант плана по Украине
Natan захотел уйти из Black Star
Глава Чувашии рассказал, кто получит выплаты за ущерб от атаки беспилотников
Крупное ДТП парализовало движение на северо-востоке Москвы
Повстанцы M23 взяли под контроль город Увира на востоке Конго
Казахстан согласовал переориентацию экспорта нефти с КТК на другие маршруты
«Гринатом» автоматизировал техподдержку с помощью ИИ
В Вологодской области смягчили режим продажи алкоголя в новогодние праздники
Рубио захотел вернуть шрифт Times New Roman в Госдеп США
Все новости