На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Четко как у немцев

В Театре наций режиссёр Филипп Григорьян поставил спектакль «Камень» по пьесе Мариуса фон Майенбурга

Московский Театр наций показал «Камень» по пьесе одного из ведущих современных мировых драматургов Мариуса фон Майенбурга: режиссёр Филипп Григорьян поставил на малой сцене театра спектакль об особенностях немецкой исторической памяти и том, как в сегодняшней Германии до сих пор отзывается Вторая мировая.

Открывшаяся в начале года малая сцена Театра наций становится одной из главных в Москве экспериментальных площадок радикальных театральных экспериментов: такие спектакли, как «Электра» Тимофея Кулябина или теперь «Камень», пожалуй, можно представить в афишах всего нескольких московских театров. Но они легко могли бы идти в берлинском «Шаубюне», мюнхенском «Каммершпиле» или оказаться в репертуаре любой другой крупной европейской труппы. Малая сцена Театра наций – это площадка с редкой сегодня в Москве предельно внятной идеологией.

Это своего рода резервация современного европейского театра немецкого толка.

Многим у нас такой театр не нравится. Однако образцов его в России в чистом виде можно найти очень немного, и Театр наций взялся целенаправленно менять эту ситуацию.

Режиссер Филипп Григорьян занимается сложным визионерским театром. Его спектакли, которые он сам оформляет, как правило, напоминают причудливые наркотические глюки и кадры из фантастических фильмов. Его драматические опыты существуют на стыке жанров, зачастую делаясь чем-то средним между спектаклем и инсталляцией.

На этом фоне «Камень» выглядит неожиданно традиционным: здесь нет медитативных бессловесных эпизодов, на сцене не появляется белый Чебурашка и не звучит авангардная музыка.

Удивительно, но, при всей визуальной красоте и выверенности «Камня», складывается впечатление, что на этот раз для Григорьяна было главным прежде всего донести текст пьесы и рассказать ее историю, просто создав нужные условия для восприятия — форму, которая жестко подчинена движению сюжета и за которой режиссер как бы самоустраняется, оставаясь скорее сторонним наблюдателем, чем агрессивным интерпретатором.

Пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, много лет работающего с Томасом Остермайером в театре «Шаубюне», затрагивает тему, до сих пор остающуюся самой больной для германского общества, – вопрос вины и ответственности немцев за Вторую мировую войну и холокост.

Действие происходит в пяти разных временах, постоянно переносясь из года в год — 1935-й, 1945-й, 1953-й, 1978-й, 1993-й — туда и обратно.

Шесть героев появляются на сцене в разных возрастах, но, кажется, не меняют облика: слишком важно показать непрерывное течение их жизни, то, как трансформируется с годами сознание одного и того же человека.

Сюжет пьесы разворачивается долго и постепенно, одно событие цепляется за другое, и за каждой случайностью распутывается целый клубок. Девочку Ханну (Анастасия Пронина) учат гордиться ее дедушкой, который в 1935 году спас еврейскую семью — выдал деньги, чтобы бежать за границу. Но постепенно выясняется, что он просто купил у евреев дом, который они продавали перед отъездом.

А потом – что и отъезда никакого не было: прямо на пороге их схватили штурмовые отряды. Сам же дедушка не был, как гласила семейная легенда, случайно расстрелян вошедшими в Берлин русскими,

а покончил с собой, и последними его словами были «хайль Гитлер!».

Метафорой забытого прошлого делается камень: в 1935-м его швырнули в окно занятого дедушкой дома, думая, что он еще принадлежит евреям, в 1953-м бабушка и мама закопали его в саду перед бегством в Западный Берлин, в 1978-м вернулись, отрыли и стали дальше хранить как сувенир.

Григорьян пошел на сильный и резкий ход, которого вообще-то написанная без специальных указаний пьеса не подразумевала, но который тем не менее сразу же обостряет ее звучание и мгновенно выводит на поверхность подтексты.

Он поместил на сцену все пять эпох, дав им существовать одновременно, в одном – искривленном – временном пространстве.

Глянцево зеленый, будто вылизанный, газон. Пышная клумба, с неестественно красивыми цветами с одной стороны и грудой осенних листьев – с другой. Пять островков на газоне – один и тот же интерьер в разные годы. Высокий шкаф, перед ним стол; мебель в каждой версии все современней, а в 1993 году в модном белом шкафу наконец-то красуется «новенькая» видеодвойка. Герои мгновенно и как ни в чем не бывало перелетают из одной эпохи в другую — 15 лет их жизни разделяют всего несколько шагов. Превращения происходят быстро и условно: растерянно сидящей под столом и тихо впадающей в маразм бабушке Вите (Анна Галинова) достаточно снять сначала очки, чтобы стать чуть помладше, а затем стянуть с головы седой кудрявый парик, чтобы превратиться в молодую женщину.

Её дочь Хайдрун (Ольга Баландина) разговаривает с Ханной, в следующую минуту нацепляет на себя живот и оказывается беременна той девочкой, которую мы только что видели, а затем чуть меняет голос и сама уже становится ребенком.

Сложный монтаж, на котором строится пьеса Майенбурга, Григорьян лишает склеек.

Действие движется стремительно, без единой паузы, и на переход в другую эпоху указывают только цифры с номерами годов, поочередно загорающиеся на шкафах.

Постепенно на даты перестаешь обращать внимание, следя лишь за непрерывно длящимся сюжетом, который в этих условиях уже теряет привязку к конкретным временам: смыслы делаются важнее обстоятельств.

В спектакле Григорьяна герои, скорее, не живые люди, а голограммы, цифровые схемы их сознаний, которые блуждают по метафизическому аду, пытаясь и не умея разобраться в своем прошлом. Григорьяну удалось добиться от артистов редкой в нашем театре максимальной условности и формальности существования.

Они, кажется, не пытаются ничего переживать всерьез. Не убивают актера в себе и себя в актере. Они говорят тщательно выверенными интонациями, в нужные моменты меняя манеру голоса, понижая его или повышая.

Они воплощают людей, для которых эмоции не проявления живых чувств, а четко зафиксированные правила. Их голоса звучат холодно и отстраненно, как бы верные раз и навсегда заданной программе. Это образы, уже ушедшие в небытие, судьбы которых давно решились и не изменятся, а только будут проигрываться снова и снова.

«Камень» Григорьяна – идеально придуманная и воплощенная режиссерская конструкция. Редко можно увидеть, особенно у нас, спектакль, где все идет как часы, ни одна деталь не является лишней и каждая остается частью общего целого. Где актеры формируют настолько единый и слаженный ансамбль, что его не хочется разнимать на отдельные индивидуальности –

это команда, в которой все работают вместе, в одном стиле, общей манере, никто не стремится выделиться и все беспрекословно движутся к поставленной цели.

Остросоциальную пьесу Григорьян лишил злободневности, перенеся в экзистенциальную плоскость. Тему, для немецкого общества животрепещущую, зрители видят со стороны; из того, что может – иносказательно – касаться каждого, кто сидит в зале, она превращается в умозрительный моральный вопрос.

«Камень» – спектакль, намеренно и демонстративно сделанный для ума, а не для чувства.

Он может заставить задуматься о смыслах бытия и об истории XX века, но вряд ли кто-то станет проецировать судьбы героев на свою жизнь и родную страну. Насколько оправдан такой подход к социальному тексту? Вопрос открытый. Но выбранному языку и поставленным задачам спектакль Григорьяна отвечает безупречно.

Новости и материалы
Полина Диброва захотела детей от Товстика
Бывший министр ДНР погиб в зоне СВО
Стало известно, как внешний вид гениталий влияет на восприятие женщин
Ученые предупредили об опасности тусклого света по утрам
Семья баскетболистов избила судью на отборочном этапе Кубка России 3х3
Раскрыто, зачем Киев вводит в заблуждение об обстановке на фронте
США и ЕС договорились о гарантиях безопасности для Украины по аналогии со «статьей 5» НАТО
Юрист объяснил россиянам, как не попасться на «схему Долиной» при покупке авто
В Запорожской области уничтожен идейный нацист, воевавший за ВСУ
Над российским регионом сбили девять украинских беспилотников
Певица Ханна потратила на новогодний декор более 3 млн рублей
«Среди жертв есть наши соотечественники»: в МИД России осудили теракт в Австралии
В США увидели «открытость» России к вступлению Украины в ЕС
В Краснодарском края дочь похитила у ветерана СВО более 2 млн рублей
Мерц призвал Россию объявить рождественское перемирие
Обвиненный в домашнем насилии боец Топурия не станет ближайшим соперником Махачева
Назван неожиданный фактор, вызывающий проблемы в сексе
Ученый рассказал, как распознать и что делать при обморожении кожи
Все новости