На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на RusTopNews.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Звонок от предков

Выставка «Алло, музей!» показывает историю телефона, собранную частным музеем

В музейно-выставочном комплексе «Рабочий и колхозница» открыта выставка «Алло, музей?», представляющая коллекцию московского Музея истории телефона.

В мире уже много лет длится бум научно-технических музеев, эта сфера переживает настоящий расцвет. Возможно, и в Москве, когда завершится наконец реконструкция и ребрендинг Политехнического музея, возникнет похожая ситуация. Пока же она далека от оптимальной. В отсутствие развернутых стратегий и крупных бюджетов лакуны пробуют заполнять инициаторы небольших частных музеев, как правило, узкоспециализированных. Подобные заведения редко претендуют на исчерпывающую фундаментальность, зато они исполнены коллекционерской любви к предмету собирательства.

Таков и Музей истории телефона, состоящий из двух филиалов – московского и петербуржского. Северной столице повезло немного больше, там этот музей обладает собственными площадями и работает в постоянном режиме. В Москве он доступен только по выходным дням; для посещения выставки, устроенной в офисном пространстве, нужно записываться заранее. Руководствуясь стремлением привлечь к своей коллекции больше внимания и расширить аудиторию, хозяева музея затеяли выездной показ: три десятка наиболее ценных или оригинальных экспонатов разместились сейчас в МВЦ «Рабочий и колхозница».

Камерный формат выставки не позволяет, конечно, говорить о всестороннем исследовании процесса телефонизации планеты, но здесь хватает исторических раритетов.

Хотя самый первый аппарат, используемый Александром Беллом для опытов по передаче звука на расстоянии, представлен здесь в виде копии, зато все остальные объекты совершенно подлинные.

Скажем, аппарат фирмы Ericsson 1884 года являет собой образец новаторского мышления: конструкторы впервые предложили устанавливать телефон на столе, а не вешать его на стену, как прежде. Еще один цивилизационный прорыв, сделанный в конце XIX столетия, – совмещение микрофона и приемного устройства на общей штанге. Потом появляется циферблат вместо индукционной ручки вызова, а вместо дерева или металла начинают использовать пластмассу.

Отсюда не так уж далеко до айфона, как может показаться на первый взгляд, но цепь технических усовершенствований – это только одна сюжетная линия выставки, и, пожалуй, даже не главная.

Для неспециалиста гораздо любопытнее проследить, как вместе с технологиями менялся дизайн. Вообще-то телефонный аппарат всегда был вещью сугубо функциональной, но при этом декоративной и даже изысканной. Не зря отдельные модели даже получали у пользователей метафорические прозвища – например, гаджет американского производства на четырех отогнутых ножках имел прозвище «Эйфелева башня», а французский аппарат 1920 года, выполненный из красного дерева под явным влиянием стиля ар-нуво, в обиходе называли телефоном-скрипкой. Время от времени дизайнерам приходило в голову, что телефон должен уподобляться художественному объекту, и на свет появлялись аппараты, украшенные деревянной мозаикой в технике маркетри или расписанные красочными узорами.

Но даже в тех случаях, когда дизайн выглядит типовым и конвейерным, все равно эти музейные экспонаты вызывают массу аллюзий.

Упомянуть хотя бы аппарат, изготовленный по заказу Нью-Йоркской биржи прямо накануне Великой депрессии: посредством именно таких телефонов приходили известия о банкротстве, после которых абонентам оставалось лишь распахнуть окно и сигануть наружу. Не оставлено без внимания и военное применение телефонной связи: на выставке можно увидеть полевые американские аппараты, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу. Да и собственные советские разработки здесь тоже фигурируют, вызывая в памяти кадры старых кинофильмов.

Проект «Алло, музей?» при всей ограниченности своей тематики довольно живо напоминает, что история техники занимательна не только с позиций промышленного прогресса.

Подлинные артефакты, к какой бы практической сфере они ни относились, обладают еще и эстетическим притяжением. Тот самый музейный бум, о котором говорилось в начале, связан как раз с изменением привычных концепций. Экспонаты научно-технических музеев перестают быть наглядными пособиями для занудных лекций о развитии цивилизации, превращаясь в артефакты, обыгранные с разных сторон. Как ни грустно признавать, мы тут плетемся в самом хвосте международного тренда. Маленькими частными инициативами ситуацию не переломить, но все же приятно, что они возникают. Это немного обнадеживает.

Что думаешь?
 
Как войти на «Госуслуги», чтобы не пришлось скачивать Max